Сергей Федорович Бондарчук снимал кино не о военачальниках, а о том, как воевали и погибали простые солдаты. Он был народным режиссером, которого уважали коллеги, критики и зрители.
Сергей Бондарчук – человек удивительной судьбы. Он окончил актерский факультет ВГИКа в 28 лет, а через три года получил по решению Иосифа Сталина внеочередное звание народного артиста СССР. Тогда на счету актера было всего пять ролей в кино.
Сталин, посмотрев фильм «Тарас Шевченко», пришел к выводу, что только настоящий народный артист может так сыграть роль. После этого Бондарчук получил высокое звание.
С первого класса будущий актер и режиссер занимался в театральном кружке, а в 17 лет вышел на сцену театра города Ейск. Его отец мечтал, чтобы Сергей стал инженером, а парень мечтал сниматься в кино.
В 1937 году Сергей Бондарчук приехал в Москву, чтобы поступать на актерский факультет, мест в общежитиях мест не было, поэтому он ночевал на разных вокзалах, чтобы не попасться милиции. За две недели Сергей вымотался, экзаменов не дождался и уехал домой.
В пути Бондарчук понял, что отец посчитает его трусом и слабохарактерным человеком, поэтому в Ростове-на-Дону он сошел с поезда и поступил в театральное училище, которое окончил перед самой Великой Отечественной войной. С дипломом его распределили в Грозный. Отец взял с сына слово, что тот не будет играть комедийные роли.
Войну Сергей Бондарчук прошел в звании рядового. Он принимал участие в боях за Сталинград, в окружении армии Паулюса. Позже о войне он говорить не любил. Зато снял на эту тему несколько фильмов.
После демобилизации в 1946 году Сергей Федорович поступил во ВГИК, где попал в мастерскую великих мастеров и педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Через два года молодой актер получает роль в картине своего учителя под названием «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева.
На съемках у Бондарчука начался роман с однокурсницей Инной Макаровой, они оформили отношения, в 1950 году в семье родилась дочь Наталья, которая стала режиссером и актрисой.
Сыграв в кино несколько ролей, Сергей Бондарчук с 1959 года стал сам снимать кино. Герасимов взял с него слово, что режиссер не будет снимать «Тихий Дон», пока жив его учитель. Свое слово Бондарчук сдержал.
Однажды Сергей Федорович прочитал в газете «Правда» рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». После этого актер год доказывал руководству «Мосфильма», что он может сделать достойную экранизацию этого рассказа.
Ему не верили, потому что сомневались, что столичный мужчина с высшим образованием способен убедительно сыграть работягу из провинции, и одновременно выступить режиссером. В итоге Сергей Бондарчук убедил руководство.
За 74 дня режиссер снял очень крепкий фильм про настоящих людей. В «Судьбе человека» Бондарчук хотел разрушить одно из главных табу в кино того времени – тему военного плена. Ведь считалось, что все военнопленные – предатели. Но режиссеру вместе с писателем удалось реабилитировать героя с такой судьбой.
Успех картины «Судьба человека» помогли Сергею Федоровичу получить государственный заказ на экранизацию произведения Льва Толстого «Война и мир».
Это произведение хотел ставить всемогущий председатель Союза кинематографистов СССР, бывший директор «Мосфильма» и режиссер Иван Пырьев. И сильно обиделся на коллегу за то, что этот проект достался не ему. На проект дали 8,2 миллиона рублей, или 12,8 миллиона долларов по курсу того времени.
В момент разработки фильма Сергей Федорович переживал развод с Инной Ульяновой, процесс растянулся не несколько лет, и только потом он смог зарегистрировать отношения с Ириной Скобцевой. Интересно, что ее даже вызывали в ЦК и не выпускали за границу на премьеру их совместного фильма «Отелло». Но ничто не могло помешать им быть вместе.
В окружении говорили, что свои эмоции режиссер и актер оставляет на экране, вкладывает в творчество. Поэтому в жизни Бондарчук был человеком спокойным и очень сдержанным. Эти качества помогали ему просчитывать все мелочи в фильмах. Для него была важна каждая историческая деталь.
Несколько лет режиссер потратил на работу над киноэпопеей «Война и мир». Этот фильм мог стать последним для режиссера. Подводило сердце – летом 1964 года Сергей Федорович два месяц провел в больнице, съемки пришлось остановить.
В 1965 году во время презентации первых серий режиссер вышел из зрительного зала и упал без сознания. На этот раз – клиническая смерть. Откачали. Затраченные усилия оправдали себя – картину посмотрели более 70 миллионов человек, сборы в 7 раз превысили затраты на картину.
А еще этот фильм получил первый американский «Оскар». За ней в Штаты отправили исполнительницу главной роли Людмилу Савельеву.
В 70-е годы режиссер стал одним из главных деятелей советского киноискусства. Он получает партийный билет, а также ставку профессора ВГИКа, его избирают секретарем Союза кинематографистов.
В этот период Сергей Бондарчук снимает фильмы «Ватерлоо» и «Они сражались за Родину». На премьере второго фильма режиссер признался, что лучше бы не было этого фильма, а был бы жив Василий Шукшин. Также в 70-е годы Сергей Федорович снял один из самых глубоких своих произведений – «Степь» по рассказу Чехова.
В начале 1980-х годов режиссер снял советско-мексиканскую дилогию «Красные колокола» по произведениям Джона Рида. Критики этот фильм разнесли, не оставив камня на камне, а зрители проявили полное равнодушие, что расстроило режиссера. В 1986 году Сергей Федорович снял свой последний прижизненный фильм – историческую драму «Борис Годунов».
В мае 1986 года состоялся исторический Пяты съезд Союза кинематографистов, на котором руководство обвинили в кумовстве и формализме, отправив в отставку. От работы по факту отстранили Сергея Бондарчука и его коллег Льва Кулиджанова и Евгения Матвеева.
Это была не просто отставка, а настоящее изгнание, запрет в профессии. Сергей Бондарчук, живой классик мирового кино остался безработным, он даже из ВГИКа ушел. И тогда он уехал на дачу, работал в столярной мастерской, работал по дереву. А тот съезд позже назовут проклятым для нашего кино, потому что свобода принесла в кинематограф безвкусицу и чернуху.
А Сергей Бондарчук потом ненадолго вернулся в кино: он снял для итальянского продюсера 10 серий «Тихого Дона». Он смог смонтировать черновую версию фильма, однако потом у продюсера закончились деньги, и он заложил пленку в банк.
20 октября 1994 года Сергея Бондарчука не стало в возрасте 74 года. А «Тихий Дон» выкупил Первый канал. Его закончил сын режиссера Федор Бондарчук. Картину выпустили на экраны в ноябре 2006 года.