Волшебная принцесса советского кино, Ирина Юревич, полтора десятка лет радовала глаз советских кинозрителей. И хоть она так и не стала королевой экрана и сцены многие её помнят и поныне.
Изумительно красивая девочка родилась в татьянин день, но Татьяной её так и не назвали. Зато Татьяной звали её первую сыгранную героиню в дебютном фильме «Деревенские каникулы». Родители Ирины были обычные ленинградские служащие, далекие от искусства.
Но красота девочки обратила на себя внимание деятелей камеры и плёнки. В 14 лет её утащили на съёмки. Её героиня, приехавшая на каникулы в деревню, знакомится там с местным пареньком Лешкой. Фильм о первой чистой любви.
Светящийся лик юной Ирины вскоре привлёк внимание других дядек с мегафоном в режиссёрском кресле. Юная Ирина не задумываясь перевоплотилась в Лену Снегирёву, надела гимнастёрку и шинель, и пошла защищать родной город в фильме «Ижорский батальон».
Эту роль Ирина играла десятиклассницей. Главная роль в фильме требовала много времени проводить вне школы. Но девочка легко справилась и с ролью и с выпускными экзаменами.
После были сыграны две крохотные роли в ленинградских фильмах «Волшебная сила искусства» и «Я служу на границе». Была крохотная роль в фильме «Три дня в Москве». И потом девушка легко поступила в школу-студию МХАТ.
Учась на третьем курсе школы-студии МХАТ Ирина Юревич снялась в великолепном фильме режиссера Бориса Рыцарева «Принцесса на горошине», поставленном по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена: «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Дорожный товарищ», «Самое невероятное».
Ирине досталась роль в новелле «Свинопас», где она блестяще перевоплотилась в очаровательную, но избалованную Принцессу–пустышку. Почему-то многие потом ассоциировали актрису с Принцессой на горошине. Но эту роль сыграла Ирина Малышева, а у Ирины была своя принцесса.
Дальше наступил активный период работы во МХАТе, куда её приняли вместе с мужем В. Кулюхиным, и в советском кинематографе. За десять лет по окончании института актриса сыграла в кино десяток очень запоминающихся ролей. Все помнят её Эммочку в фильме В. Трегубовича «Уходя-уходи».
Как она там примеряла сапоги, сексуально приподнимая юбку выше всех советских норм. Прекрасны были её роли в музыкальном фильме Николая Ковальского «Только в мюзик-холле», в фильме «Завтрак на траве». Совершенно обворожительна Ирина Юревич в маленькой роли диспетчера в фильме «Поездка через город».
*
Все персонажи Ирины Юревич отличали воздушная легкость и необыкновенная притягательность. С экрана глядела на нас — сама милота!
Большой потенциал Ирины, продемонстрированный ею в перечисленных картинах, к сожалению, в дальнейшем не был использован кинематографом. В 80-е годы актриса продолжала появляться на экранах, но уже больше телевизионных.
Зрители могли видеть ее успешные работы в экранизациях спектаклей МХАТа: «Возчик Геншель», «Так победим!», «Кабала святош», «Тартюф».
А также актриса играла в постановках Главной редакции литературно-драматических программ ЦТ: «Мегрэ колеблется», где она сыграла Бемби, «Человек из страны Грин» — роль Консуэлы, «Этот фантастический мир» — библиотекарь). Однако и этот период в творчестве актрисы как-то закончился…
В 1987 году Ирина пережила вместе со всеми раскол МХАТа. Она осталась в труппе МХТ им. Чехова. В начале девяностых в её карьере наметился кризис. Ролей в театре становилось всё меньше, в кино снимать перестали.
Она оставалась такой же красивой и воздушной, но времена принцесс закончились. В цене всё больше были актрисы-хабалки и тому подобное.
В 1993 году, Ирина Юревич уволилась из МХАТа, и в свои 38 лет пошла в церковь продавать свечки и церковные книжки. Видно ей стала противна вся мышиная возня вокруг искусства. Позже актриса зарабатывала зарабатывала на жизнь служа гувернанткой в богатых семьях.
Даже трудно представить себе насколько далеко Ирина отдалилась от мира богемы. Муж бывшей актрисы, Виктор Кулюхин, полностью поддержал решение супруги завязать с искусством, несмотря на то что сам продолжает играть во МХАТе по сей день. Супруги живут уединённо и совершенно не посещают всякие театральные тусовки.
Сейчас спустя время понимаешь, что решение актрисы было абсолютно верным. Роли романтичных барышень закончились, и играть возрастных тёток её душе не хотелось. Равно как и умирать на сцене больше не хотелось. Актриса стала жить обычной жизнью.
Но сыгранные актрисой 40 и 50 лет назад роли продолжают трогать сердца зрителей и сейчас. Пусть прошло уже 30 лет как Ирина Юревич ушла из мира искусства, но не из нашей памяти.