Игорь Владимиров: он подарил любимой театр, но семейная жизнь дала трещину, а в 74 он втсретил её — 30-летнюю «лебединую песню»

Игорь Владимиров – талантливый актер, режиссер и театральный педагог. Его называли творцом театра им. Ленсовета. Именно ему эта сцена обязана своим возрождением.

Как режиссер он открыл и представил публике много талантов, а его музыкальные постановки покорили ленинградских театралов. Но самым ярким открытием мэтра стала великолепная актриса, прима театра – Алиса Фрейндлих.

Игорь Владимиров родился 1 января 1919 года в семье с дворянскими корнями в городе Екатеринославе. Во время гражданской войны отец эмигрировал за границу. Мать повторно вышла замуж за горного инженера, который усыновил ее сынишку и заменил ему отца.

Семья в начале 20-х годов часто переезжала и в конце концов обосновалась в Ленинграде. С детства Игорь мечтал о карьере артиста балета. Любил рисовать, интересовался художественной самодеятельностью. Однако отчим был против этого. Он хотел, чтобы сын овладел какой-нибудь серьезной профессией.

После окончания школы молодой человек по настоянию родных поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Но учебу прервала война. В июле 41-го Игорь добровольцем вступил в ряды народного ополчения. Два года будущий режиссер воевал на ленинградском фронте, за что был награжден орденами и медалями.

А в 1943 его демобилизовали. Игорь смог вернуться в Ленинград и успешно окончить институт.

Еще на первом курсе Владимиров впервые увидел выступление самодеятельной театральной студии при ВУЗе. И решил записаться туда и сам попробовать себя на сцене. Все время, пока он занимался, его не покидала мысль об актерской карьере.

Возможно, он мог бы стать хорошим инженером-судостроителем. Но в августе 1945 Владимиров круто изменил свою жизнь, став студентом актерского факультета Ленинградского театрального института. По окончании которого был принят в областной театр оперетты.

Режиссерам нравилась фактурная внешность Игоря. По их мнению, она как нельзя лучше подходила для роли роковых красавцев. Поэтому предложений от них было предостаточно. Но дальше его жизнь вновь круто меняется…

В начале 50-х годов зажигается звезда режиссера Георгия Товстоногова. В ленинградский театр им. Ленинского комсомола (сейчас «Балтийский дом») он набирает труппу молодых артистов, куда вошел и наш герой.

Здесь же состоялся его дебют в качестве режиссера. Товстоногов заметил способности Игоря и в первое время активно помогал ему в работе. Уже совсем скоро молодой режиссер начал работать самостоятельно и добиваться успехов. Несколько лет Владимиров являлся вторым режиссером театра.

Его спектакль «Маленькая студентка», в котором были задействованы ведущие актеры театра Олег Басилашвили, Татьяна Доронина и Нина Ургант, публика встретила восторженно. А первым громким успехом Игоря Петровича принято считать постановку «Время любить» в Ленинградском театре им. В. Комиссаржевской.

В 1956 году Товстоногову предложили возглавить Большой драматический театр им. Горького (БДТ). Уходя, он забрал с собой лучших из лучших, в числе которых оказался и Владимиров.

Успешные постановки молодого режиссера в БДТ решили его судьбу. Через четыре года его назначили художественным руководителем театра им. Ленсовета, который в то время находился в состоянии кризиса. Здесь Игорь Петрович будет работать сорок лет. До своего самого последнего дня.

Яркие постановки легендарного режиссера прогремели на всю страну. Это он одним из первых принес популярность такому жанру, как мюзикл. В театре Владимирова артисты пели и танцевали, хотя это и не была оперетта. На премьеры его спектаклей даже приглашали наряды милиции. Настолько билетеры не справлялись с атакующей толпой зрителей, жаждущих получить заветный билетик.

Для театра началась эпоха расцвета. Новый руководитель сумел собрать уникальную труппу. Не буду лукавить, но именно здесь зажигались новые имена, ставшие в дальнейшем звездами: Георгий Жженов и Елена Соловей, Алексей Петренко и Ирина Ракшина, Анатолий Солоницын, Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич.

За 40 лет работы он воспитал несколько поколений артистов. Сам лично проводил прослушивания у молодых дарований и отбирал в труппу только самых-самых.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Михаила Боярского, если бы он однажды не попал на пробы к Петровичу, как его за глаза называли в Питере.

В начале 70-х, благодаря режиссеру и великолепной Алисе Фрейндлих театр становится заметным явлением в культурной жизни страны. Постановкой пьесы «Интервью в Буэнос-Айресе» Владимиров открыл новую страницу жизни своего театра.

Пьеса Генриха Боровика ставилась на сценах разных театров, но именно работа Игоря Петровича, по мнению критиков, стала одной из самых удачных. Главную роль сыграл в ней сам режиссер. Спектакль объездил с гастролями много стран, и его повсюду ждал успех.

Владимиров был талантлив не только как режиссер. После дебютной работы в картине «Тайна двух океанов» он приобрел известность как актер. И даже плотный график работы в театре не помешал ему сыграть ряд запоминающихся образов.

И все же без своего ангела-хранителя, без своей Галатеи он вряд ли бы добился такого успеха. Алиса Фрейндлих являлась главным украшением театра Владимирова. Спектакли, в которых играла талантливая артистка, имели невероятный успех.

Она была не только его примой, его звездой, его протагонистом. Она стала его второй женой и Музой.

Со своей первой супругой Зинаидой Шарко Владимиров играл на одной сцене. Там же, в театре Ленсовета, случился и их быстротечный роман. Шарко поначалу принимала участие в спектаклях мужа, но потом ушла в БДТ к Товстоногову. Отношения очень быстро себя изжили, и спустя семь лет супруги разошлись. От этого брака у Владимирова остался сын Иван.

В конце 50-х годов в судьбе режиссера появилась новая звезда, ставшая путеводной на два десятка лет. Начинающая артистка Алиса Фрейдлих окончила институт и только-только пробовала себя сцене. Первая их встреча в серьезные отношения не вылилась: оба тогда были не свободны.

А через некоторое время начался роман, взбудораживший всю театральную общественность. Он стал не только творческим союзом двух талантливых людей, но и перерос в счастливый брак. Несмотря на пятнадцатилетнюю разницу в возрасте, их семейная жизнь складывалась довольно удачно. В семье родилась дочь Варвара.

Тема супружеских отношений отразилась в фильме Владимирова «Лишний билет». В сказке для взрослых, рассказывающей, как трудно сохранить семью, на помощь супругам приходит волшебник. К сожалению, в его реальной жизни этого не случилось.

В начале 80-х для Игоря Петровича наступили сложные времена. Звезда его жены сверкала в полную силу, когда сам он неожиданно оказался в ее тени. Пресса запестрела язвительными заголовками о «театре одного актера», которые намекали на главные роли, достающиеся одной Фрейндлих.

Слухи ранили самолюбие Владимирова. Он стал вспыльчивым и часто не мог сдержаться. Разлад в семье привел режиссера к творческому кризису. Лучшим театральным режиссером по праву всегда считался Георгий Товстоногов. Игорь Петрович же, несмотря на свои заслуги, был обречен находиться в его тени. Превзойти своего учителя последний так и не смог.

Алиса Бруновна однажды сказала: «Владимирову надо было родиться до или после Товстоногова». Ведь рядом с маститым режиссером его предпочитали не замечать.

Спустя три года после развода «солнце театрального мира, вокруг которого вращались все остальные светила», ушла в БДТ к Товстоногову. Именно так же поступила и первая жена Владимирова. Без примы театр потерял былую популярность, труппа начала потихоньку разбегаться.

Однако в память о их былой любви остались незабываемые кадры. Уже переживая прохладу в отношениях, супруги сыграли немолодую семейную пару в картине «Старомодная комедия». Это была одна из самых сильных, ярких и щемящих душу ролей Игоря Петровича Владимирова…

Молодая актриса Инесса Перелыгина приехала в Ленинград на пробы из Таллина. Пять раз девушка пыталась пробить броню легендарного режиссера, чтобы он хотя бы заметил ее, не говоря уж о том, чтобы взять в труппу. И только последняя попытка увенчалась успехом.

Владимиров принял ее в штат и даже утвердил на главную роль королевы в спектакле по пьесе Жана Кокто «Двуглавый орел».

Спустя всего три месяца она переехала к Игорю Петровичу на Таврическую. Ей не исполнилось и тридцати, ему было уже за 70, когда они поженились. Несмотря на злые языки и пересуды, именно ее режиссер называл своим «поздним счастьем» и «лебединой песней».

После череды перенесенных супругом приступов инфаркта Инесса не оставляла его ни на минуту, веря, что сможет вернуть к жизни. Не получилось… В марте 1999 года театр, в котором около 40-ка лет трудился народный артист Владимиров, понес большую и горькую потерю.

Вдова сделала все возможное, чтобы увековечить память о выдающемся режиссере, с которыми была связана целая эпоха. Замуж она так больше и не вышла.

Оцените статью
Игорь Владимиров: он подарил любимой театр, но семейная жизнь дала трещину, а в 74 он втсретил её — 30-летнюю «лебединую песню»
Алесандр Балуев:»Ради Марии я согласился на все её требования. И совершил ужасную ошибку…»