Только при одном взгляде на Туллию становилось понятно, чем она занимается. Дело в том, что светловолосая красавица-поэтесса носила… необычную высокую обувь. Её называли «чопины», а в народе – «грязные ножки».
В первой трети XVI века, в Риме, на это отваживались не все женщины. Считалось, что чопины привлекают слишком большое внимание! Миниатюрная дама казалась выше, менялась её походка. «На редкость вульгарно!» — Хмурились аристократки.
Трудно было поверить, но за полвека до этого «грязные ножки» носили все! Ничего не поделаешь, иначе можно было запачкать подол платья! Даже если мостовую тщательно подметали (а возле знатных домов этим регулярно занималась прислуга), достаточно было хорошего дождя, чтобы появлялись лужи и грязь.
До экипажа было трудно добраться, не говоря уже о посещении церкви. Вот тогда-то дворянки и обратили своё внимание на деревянную обувь.
Девушки из народа давно полюбили такие туфельки. Их делали с острыми носиками и на небольшой платформе. Изящно, элегантно и удобно! Ноги оставались сухими, подол не намокал. Стоили такие башмачки недорого, и при желании их легко было заменить на другие. В деревянных туфельках ходили и голландские простолюдинки, и французские, и итальянские.
Есть аналоги чопинов в китайской и японской культуре. Но в пятнадцатом веке знатные европейские дамы вдруг «распробовали» эту обувь. Оказалось, что если вдеть свои ножки в подобные «ботиночки», то будет намного приятнее переступать через грязь. А добравшись до места, их можно просто скинуть! Прислуга потом отмоет, отчистит «грязные ножки». И их можно будет надевать снова!
Разумеется, аристократкам хотелось выделяться. Поэтому их чопины делали выше. Намного выше! Во-первых, надо было сохранить дорогую ткань платья. Как известно, бархат в то время практически не стирали – его просто тщательно вычищали щеточками…
А если платье всё-всё расшито золотыми нитями, украшено драгоценными камнями, как его постираешь? Целое произведение искусства! Поэтому и требовалось сохранить такой наряд. Его ведь потом ещё и могли кому-нибудь завещать (и частенько поступали именно так!).
Во-вторых, высокие чопины позволяли даме гордо возвышаться над остальными. Красиво! Но вскоре деревянные туфельки невообразимой высоты (до 50 сантиметров и даже выше!) взяли на вооружение легкомысленные красавицы. Им понравилось!
Их почитатели были в полном восторге! И так вышло, что к началу шестнадцатого века «грязные ножки» стали прочно ассоциировать с девушками, которые дарили свои улыбки не просто так. Среди них была и Туллия д’Арагона.
Любопытно, что отцом Туллии был кардинал Луиджи Арагонский. По крайней мере, на этом настаивала мать девушки. Она же приобщила Туллию, которая превратилась в настоящую, пусть и не классическую, красавицу, к тому же способу заработка, который знала сама.
А ведь Туллия была интеллектуалкой! Она сочиняла стихи и прекрасно музицировала. Она говорила на нескольких иностранных языках и недурно разбиралась в философии. К 1531 году образовалось целое «Общество Туллии», состоявшее из шести кавалеров. Все они были обожателями девушки и очень состоятельными людьми.
Однако стало известно, что один из государственных мужей, Филиппо Строцци, поверяет Туллии свои секреты. А она, якобы, выгодно продавала их другому человеку. Поднялась шумиха, и молодой даме пришлось покинуть Рим.
На некоторое время Туллия поселилась в Венеции, где «чопины» пользовались большой популярностью. Правда, там их называли чуть иначе — цокколи. Но в среде знати над «грязными ножками» было принято посмеиваться. Не случайно в шекспировском «Гамлете» есть такие ироничные строки:
«Клянусь владычицей небесной,
Ваша милость ближе к небу, чем когда я видел ее в последний раз.
На целый чопин!»
Чопины быстро пачкались, и поэтому у красавиц всегда было в наличии несколько пар. У богатых девушек была возможность заказывать себе «грязные ножки» с золотыми украшениями и обшитые бархатом. Постепенно свое первоначальное значение – защитить платье и её хозяйку от грязи – чопины утратили. Они превратились в элегантный аксессуар, часть модного образа.
Прошло совсем немного времени, и «грязные ножки» трансформировались в… каблуки. И дамы, и мужчины, с удовольствием носили туфли с высокими каблуками. Французские вельможи, например, предпочитали каблуки красного цвета….
А Туллия? Её жизнь полна взлетов и падений, загадок и вопросов. Она воспитывала девочку, которую называли то её сестрой, то дочерью. Однажды на неё донесли из-за слишком свободного образа жизни, и ей пришлось срочно выходить замуж, чтобы защитить своё имя.
Нарушила она и другое правило, запрещавшее женщинам подобного ранга носить шёлковые платья. Поступил ещё один донос! Туллию перестали приглашать на званые вечера, её общества старались избегать… Грустный финал для женщины, которой рукоплескали в молодости!
Она умерла в 1556 году, в возрасте сорока шести лет, но остались её стихи.
Духовно я весьма проста, Вы как-то говорили,
На людях не осмелюсь петь, настолько смущена,
Вы знаете, отвага во мне страхом сожжена,
Ведь никогда мне с Вашим не сравняться стилем…