Грустная судьба Вячеслава Тихонова: он не принял перестройку и остался не у дел

Вячеслав Васильевич без всякого преувеличения был великим актером. Интересным, глубоким, интеллигентным. Одним из символов нашего кино. Таких как он в нашем кинематографе больше нет. И теперь вряд ли когда-нибудь будет. А ведь он мог стать и математиком, и ученым, и инженером. Но выбрал именно актерский путь.

Хулиганил и любил учиться

Тихонов всегда производил впечатление благородного и утонченного человека. В его облике было что-то от аристократа. Однако родился он в обычной советской семье в подмосковном Павловском Посаде. Отец работал механиком на текстильной фабрике, мать – воспитательницей в детском саду.

Слава внешне казался типичным «ботаником». Но это впечатление было совершенно обманчивым. Мальчуган любил похулиганить. Бывало, вместе со сверстниками обносил соседские сады. Баловался табачком. И даже набил себе на руке татуировку со своим именем. Через много лет она будет доставлять ему массу хлопот. На съемках ее придется прикрывать гримом или одеждой.

При всем своем озорстве Слава любил учиться. Школьные учителя были парнем довольны. Он обожал точные науки – физику, математику. Всерьез интересовался историей. В будущем родители видели своего сына инженером, агрономом или математиком. Но когда грянула Великая Отечественная война, Тихонов пошел учиться на простого токаря. А потом отправился на завод – выполнять оборонзаказы.

Вечерами, когда тяжелейшие рабочие смены были позади, подросток проводил время в кинотеатре. Он по много раз с восхищением пересматривал старые советские картины, а его кумирами в те годы были Марк Бернес, Борис Бабочкин, Георгий Жженов, Николай Крючков. Магия кино его очаровала. После войны он и сам загорелся идеей стать актером.

Когда Вячеслав сообщил о своем решении отцу с матерью, родители высказались категорически против. Мол, что ты там будешь делать с твоей-то светлой головой, золотыми руками да страстью к точным наукам. Но за внука вступилась бабушка: «Пусть попробует. Не получится – всегда сможет выбрать другую профессию».

Тихонов подал документы во ВГИК. Но на экзаменах его завернули, сочтя не фотогеничным. Однако парня приметил педагог Борис Бибиков и решил взять его на свой курс.

Слишком красив для советского кино

В кино Тихонов дебютировал в драме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Однако фильм не стал для него прорывом. Почти 10 лет молодой артист оставался в тени. В послевоенную пору ценились героические мужские типажи. Внешность же Вячеслава была слишком артистократичной.

Его красивое, интеллигентное лицо очень не нравилось киношным начальникам. В итоге Тихонов вынужден был перебиваться проходными ролями.

Но в 1956 году режиссер Станислав Ростоцкий пригласил актера на одну из ключевых ролей в свой фильм «Дело было в Пенькове». Чиновники снова возражали. Негоже, мол, городскому интеллигенту играть простого деревенского парня.

Однако режиссер, прошедший войну, сумел настоять на своем. И не прогадал. Фильм Ростоцкого получился очень успешным, а Тихонова прославил на всю страну. Позже они еще не раз будут работать вместе и станут большими друзьями. Более того, эту дружбу они пронесут через всю жизнь.

Думаю, многие со мной согласятся, что самой главной киноработой Тихонова стала роль Штирлица в телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». За эту роль Вячеслав Васильевич получил премию КГБ СССР, а также звание народного артиста. С тех пор Штирлиц стал именем нарицательным. И именно с ним Тихонов ассоциируется до сих пор.

Однако в фильмографии актера были и другие замечательные работы. И до, и после легендарного телефильма. Это князь Андрей Болконский в киноэпопее Бондарчука «Война и мир». Рядовой Стрельцов в военной драме «Они сражались за Родину».

Учитель истории в мелодраме «Доживем до понедельника». Писатель в драме «Белый Бим Черное ухо», от которой даже закоренелые циники заливаются горючими слезами.

Это генерал КГБ в лихо закрученном детективе «ТАСС уполномочен заявить». Это бывший правительственный чиновник Кожемякин из драмы «Любовь с привилегиями или Городские подробности». Наверное, только такой интеллигентный актер как Тихонов мог так убедительно сыграть надменного заместителя министра.

Помните финальную фразу его героя, обращенную к нам, простым людям? Вы все всегда будете зависеть от нас. И ведь правда же.

При этом сам актер с тем своим персонажем не имел ничего общего. Тихонов так и не принял перестройку, с ее гласностью, демократией и разгулом преступности в стране. Именно поэтому он не стал преподавать во ВГИКе.

Наотрез отказывался от ролей криминальных авторитетов, коррумпированных чиновников, не чистых на руку высокопоставленных военных, которых ему предлагали сыграть в перестроечном ширпотребе. И так и не смог «вписаться в рынок», встроиться в новую жизнь. В той самой новой России, «которую мы потеряли».

В последние годы своей жизни Тихонов практически не снимался. Много времени проводил в загородном доме на Николиной Горе. Одинокий, всеми забытый. А его последним появлением на экране стал фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». История известного датского писателя в чем-то оказалась похожа на взаимоотношения с женщинами самого Тихонова.

Оцените статью
Грустная судьба Вячеслава Тихонова: он не принял перестройку и остался не у дел
Отношения с Кончаловским, брак без любви и потеря сына. Ирина Купченко