Показывать ноги в девятнадцатом веке было верхом смелости. Но Вирджиния всегда бросала вызов стереотипам. Приподняв пышные юбки, она весело позировала фотографам. А те сходили с ума от ее смелости и красоты. Закрыв лицо маской, затянув зеркала черной тканью, она обожала растворяться среди мрака. Графиня Кастильоне, госпожа ночи, властвовала даже над императором Франции.
От солнечного света она жмурилась и закрывалась руками, как вампир. А ведь солнца в ее родной Флоренции всегда было с избытком. Вирджиния родилась в 1837 году, в аристократической семье, и получила лучшее воспитание, на которое только могла рассчитывать дочь маркиза.
Девочку держали в строгости и где-то «пережали». Слишком сильно давили. Едва Вирджинию выдали замуж – в шестнадцать лет, как многих ее сверстниц! – сработал эффект пружины. Она взорвалась и взбунтовалась, и никак не хотела снова оказаться в прежних тесных рамках.
Тем более, что она быстро почувствовала вкус власти. Власти над мужчинами. Они боготворили ее, падали к ногам, были готовы выполнить любую ее прихоть. Только-только стала популярной фотография, и Вирджиния оценила новинку: ведь это шанс попасть в вечность!
С девятнадцати лет она стала постоянной музой и моделью фотографа Пьера-Луи Пьерсона. Он обожал Вирджинию. Придумывал разнообразные образы, снимал ее в роскошных одеяниях и совсем без них, но главное – он боготворил ее ноги.
Снимки ног красавицы графини Кастильоне (после замужества она называлась так) попали в руки французского императора Наполеона III. Познакомиться с этой женщиной стало для него делом принципа. Встреча состоялась, Вирджиния была очарована…
другой стороны, много ли женщин могут устоять перед императором? Уверяли, что графиню специально представили Наполеону, чтобы она могла повлиять на политику. Дело в том, что Вирджиния убедила французского правителя не мешать объединению Италии.
Муж остался на полуострове. Вирджиния переселилась в Париж. Слава «дамы сердца» императора была для нее лучшей рекламой. Все модистки были готовы работать для нее практически бесплатно – лишь бы графиня Кастильоне упомянула, где шила платье… Шляпницы соревновались за право сделать для Вирджинии новую кокетливую модель.
Но ее странности множились: она не любила солнечный свет. Старалась выезжать из дома лишь с наступлением сумерек. Госпожа ночи! Вирджиния по-прежнему много фотографировалась, но предпочитала только черные или темно-синие платья.
По ее мнению, именно они лучше всего оттеняли молочную белизну кожи… А императору пора было подумать о семье и о наследнике, так что пути Вирджинии и Наполеона неизбежно расходились.
«Это наша прощальная встреча», — летом 1857 года объявила Вирджиния. Она подарила Наполеону несколько своих самых ярких снимков, а он отдал ей бархатный футляр с бриллиантовым колье. Довольными остались оба.
С тех пор она делила свое время между Италией и Францией. Иногда подолгу жила во Флоренции, иногда переезжала в Париж. В Пасси у нее имелся чудесный уютный дом, где она принимала гостей… только после полуночи. Любопытно, но русская княгиня Авдотья Голицына – тридцатью годами ранее! – поступала точно таким же образом. Она тоже вела ночной образ жизни, за что ее прозвали «княгиней полуночи»!
На императорских балах Кастильоне появлялась во всем блеске, чем невероятно злила императрицу Евгению, супругу Наполеона. Воспоминание об одном таком бале 1863 года сохранилось до наших дней:
«Женщина эта удивляет других, но сама ничему не удивляется. Платье на ней было белое с черным, на голове – черные перья… Красавица всегда так одевается, занята только своей красотой… Парижане толпятся возле графини Кастильоне!»
Она перестала быть возлюбленной Наполеона, но осталась ему верным другом. В моменты ссор с Евгенией, всегда очень неуравновешенной и слишком пылкой, государь предпочитал убегать из дворца, чтобы искать убежища… у Вирджинии.
Когда возникла угроза оккупации Парижа прусским войсками, именно госпоже ночи император доверил вести переговоры с Бисмарком. И столица Франции не была занята. Графиня проявила себя прекрасным дипломатом!
Со временем ей стало совсем нехорошо от солнечного света. Вирджиния жаловалась, что у нее возникают ожоги – правда, лекари не находил их. Она говорила, что яркие лучи не позволяют ей хорошо видеть… и совсем отказалась от солнца.
Отныне она жила в доме с накрепко закрытыми ставнями, с задернутыми шторами и с маской на лице. Окна открывались только ночью. Бодрствовала Вирджиния лишь после заката солнца.
Она умерла в 1899 году, так до конца и не понятая. Многие считали, что госпожа ночи придумала себе свои странности, чтобы прослыть оригиналкой. Другие уверены, что Вирджиния страдала психическим расстройством, которое с годами только прогрессировало.