Голодное детство, брак без любви, последние дни в нищете и одиночестве. Вия Артмане

В фильме «Катафалк» Валерия Тодоровского Вия Артмане сыграла женщину, потерявшую все: красоту, власть и деньги. Вскоре та же участь постигла и актрису. Народная артистка СССР латвийского происхождения умирала на родине в нищете и забвении.

Благодаря природной аристократической красоте Вия Артмане часто играла в кино герцогинь и даже королев. Никто и представить не мог, что актриса появилась на свет в нищей семье и все детство пасла коров. Точнее, все обстояло еще хуже.

Латышская золушка

Отец будущей актрисы, 19-летний прибалтийский немец, трагически погиб за четыре месяца до рождения Алиды (настоящее имя Вии). А ее молодая полячка-мать, сразу ставшая и вдовой, и бездомной, была вынуждена наниматься в служанки к богатым соседям, чтобы обеспечить своей малышке и еде, и крышу над головой.

Девочка с детства была наблюдательна и артистична: она подглядывала за хозяевами во время обедов и светских приемов, а затем убегала в чулан. Перед осколком зеркала Алида пыталась повторить их манеры: вот так нужно сохранять осанку, так держать нож и вилку, а так таинственно улыбаться, слегка прикрыв рот рукой.

Крестьянская дочь приобрела аристократические манеры, о которых вскоре заговорил весь мир. Но это было намного позже, а тогда Алиде и ее матери предстояло выдержать еще немало бед.

В красивую и еще молодую полячку влюбился зажиточный крестьянин, и, в надежде на лучшую жизнь, мать Алиды дала согласие на брак. Но все стало только хуже: отчим часто напивался и избивал жену и ее маленькую дочь. Чтобы избавиться от тирана, женщина с девочкой на руках покинула латвийский поселок и сбежала, надеясь затеряться в столице.

В Риге Алида пошла в школу, а по вечерам помогала матери, работавшей уборщицей. Вопреки своему голодному и нищему детству, девушка росла наивной и романтичной. Она занималась танцами, актерским мастерством и мечтала о сцене.

После войны Алида, несмотря на протесты матери, поступила в студию при художественном театре. Она сменила свое имя на Вия и, получив диплом, стала актрисой основной театральной труппы.

Наконец ее мечта сбылась: Вия Артмане играла романтических героинь: Эльзу в «Пигмалионе», Нину в «Маскараде», Китти в «Анне Карениной» и шекспировскую Джульетту. Со временем она переиграла всех героинь классического репертуара и стала в своем театре легендой.

Замуж за шантажиста

Как только молоденькая блондинка появилась в театре, на нее обратил внимание местный ловелас. Артур Димитерс был на 14 лет старше Вии, имел репутацию знаменитости и дамского угодника, был женат и воспитывал сына. Говорили, что актер действительно потерял от новой актрисы голову, а ее отказ его лишь распалил.

Димитерс засыпал Артмане цветами, подарками и любовными записками, подкарауливал ее у дверей театра и в гримерке, буквально не давал прохода. А когда актриса мягко намекнула, что он не в ее вкусе, то сменил ухаживания на угрозы: Ты не получишь ни одной роли, если не согласишься стать моей женой!»

Вия Артмане была не из числа робких девиц и за свои 25 лет повидала всякое, но почему-то решила уступить Димитерсу. Она бросила начинающего скульптора, которого безумно любила, и вышла замуж за Димитерса. Не соверши она этой ошибки, жизнь «латышской золушки» могла сложиться совсем иначе.

Молодую жену удивило, как муж переменился после свадьбы. Получив свой трофей, Артур совершенно перестал обращать внимание на свою супругу. Он задерживался после работы, частенько проигрывал зарплату в карты, выпивал с друзьями и флиртовал с дамами.

До Вии доходили слухи, что муж крутит романы на стороне. Мол, у него даже появился незаконнорожденный ребенок. При всем этом Артус сильно ревновал Вию и часто закатывал скандалы. Поведение супруга не изменилось и после рождения сына Каспара.

Вия ночи напролет плакала в подушку, но на людях держала спину прямо и улыбалась, изо всех сил изображая счастье. Еее большого таланта с лихвой хватало на то, чтобы десятки лет коллеги, знакомые и поклонники верили: у Вии Артмане удачный брак.

Лишь много лет спустя, уже после смерти мужа, актриса призналась: «Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась… Хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил… Был актер, отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной никогда не было…»

Несколько раз Вия хотела подать на развод, но не решалась. Терпела ради сына и из-за карьеры: вместе с мужем они играли в нескольких спектаклях, в том числе пьесе «Елизавета Английская», до самой смерти Димитерса собиравшей аншлаги. Поклонники считали их крепкой и идеальной парой. Ведь на публике Артур всегда выглядел просто душкой: обаятельны, галантный, веселый…

От мыслей про неудачи в семейной жизни Вию Артмане спасала работа. Стремление играть не только классических, но и современных героинь привело ее в кино. Актрисе было уже под тридцать, когда она сыграла на большом экране сои первые роли — увы, незамеченные и неоцененные.

«Родная кровь»

В 1963 году, как за спасительную соломинку, Артмане ухватилась за приглашение режиссера «Ленфильма» Михаила Ершова сыграть паромщицу Соню в фильме «Родная кровь». Едва прочитав сценарий, Вия поняла, что эта роль словно с нее списана — так много общего у нее с главной героиней.

Несмотря на протесты мужа, Вия Артмане упаковала чемодан и отправилась в далекий город Мышкин под Ярославлем, где проходили съемки.

Партнера Вии, танкиста Владимира Федотова должен был играть Евгений Матвеев. Статный, знаменитый, 41-летний советский актер показался Артмане слишком замкнутым и суровым. Как с таким играть любовь? Как выяснилось, Матвеев тоже не был в восторге от своей латвийской партнерши.

Но стоило Матвееву и Артмане встать перед камерой, как оба почувствовали: между ними пробежала искра. Играть любовь не пришлось — оба по уши друг в друга влюбились. Он — в ее красивый голос с мелодичным акцентом, она — в его большую добрую душу.

В свободное от съемок время они болтали обо всем на свете: детстве, искусстве, любимых писателях и поэтах. Вия с удивлением узнала, что как и она, Евгений вырос в нужде, не знал своего отца, а его мать работала уборщицей…

Окончательно актер покорил ее чтением стихов Яниса Райниса. Всю жизнь знавшая только одного мужчину — собственного мужа -, Вия Артмане уступила обаянию Евгения. Их любовь продолжалась и за кадром.

Несмотря на сильные чувства, Матвеев сразу предупредил возлюбленную: от жены и двоих детей он не уйдет. Но Вия и не просила. Закончились съемки — пришел конец и их страстному роману. Она купила билет до Риги, унося под сердцем самое ценное, что могла забрать у любимого, — будущую дочь.

Дома Артмане ждал скандал — она в этом и не сомневалась. Едва Димитерс увидел на экране, какими глазами Соня смотрит на Владимира, сразу понял: так сыграть любовь невозможно! Его душил приступ ревности, а Вия холодным тоном заявила, что уходит от него. Она утвердилась в своем намерении еще больше, когда поняла, что беременна.

Фильм «Родная кровь» имел грандиозный успех в СССР — его посмотрели 35 миллионов зрителей. Вия Артмане стала очень популярной не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Журнал «Советский экран» назвал ее актрисой года. Как из рога изобилия, на нее посыпались награды, премии, звания. У себя на родине актриса стала считаться национальной героиней. Местная пресса даже прозвала ее «Лат-Вия».

В 1965 году Вия Артмане родила малышку Кристину — абсолютно непохожую на мужа Артура и сына Каспара. Когда счастливая Вия гуляла с коляской по парку, любопытные старушки просили взглянуть на младенца, а потом в один голос кричали: «И правда, вылитый Матвеев!»

Артур Димитерс вдруг почувствовал, что не может потерять ставшую в одночасье знаменитой супругу. Муж предложил Вие сделку: она остается в семье, а он записывает на свое имя Кристину и они навсегда закрывают тайну ее появления на свет. Артмане согласилась.

Позже сын актрисы писал: «Я благодарен маме за долготерпение. За то, что она не стала разбивать нашу семью. Перед смертью она призналась моей жене, кто настоящий отец Кристины. Впрочем, Кристина до сих пор считает своим отцом Димитерса».

Вия Артмане всю жизнь держала слово и скрывала свою тайну. Она никогда не искала встреч с Матвеевым. Даже когда много лет спустя они вместе играли в фильме «Емельян Пугачев», актриса сделала все, чтобы не пересекаться с ним на съемочной площадке: их снимали в разные дни.

И только на 70-летие Вии Артмане, которое актриса праздновала в Москве, ей удалось вновь увидеть бывшего возлюбленного.

«Огромный зал, много цветов, море поздравлений… И вдруг вижу, через толпу к сцене, где я стою, подходит Женя, — вспоминала Артмане. — Я обомлела, потому что была уверена, что он не сможет придти, Евгений Семенович был тяжело болен раком, ног он пришел ко мне, пришел поздравить меня, и пришел проститься…»

Преданная всеми

Вия Артмане стала востребованной киноактрисой. Она снялась во многих известных фильмах, таких как «Никто не хотел умирать», «Туманность Андромеды», «Тройная проверка», «Стрелы Робин Гуда», «Театр» и других. Ее избрали кандидатом в члены ЦК КП Латвии, депутатом Верховного совета, она возглавила Союз театральных деятелей своей республики.

Ни на минуты не забывая о своем тяжелом детстве, на высоких постах Вия Фрицевна старалась помогать таким же, какой была когда-то сама, — нищим и обездоленным.

Муж актрисы по-прежнему вел разгульный образ жизни. Поговаривали, что он пачками возил из Европы порножурналы. Складывал их в большую сумку, а сверху клал фотографию Вии Артмане. На границе таможенники просили открыть багаж, но увидев портрет «Лат-Вии», улыбались и прекращали досмотр.

«Да-да, это моя супруга, известная актриса!» — тыкал на фото Димитерс, если возникала заминка.

Но настоящей болью Вии Фрицевны был все же не муж, а сын. Каспар рос избалованным и проблемным ребенком. В подростковом возрасте он подсел на наркотики, воровал из кошелька матери деньги, уносил из дома ценные вещи: антикварные сервизы, драгоценные украшения, бытовую технику.

Молодой человек убегал из дома, бродяжничал, хулиганил и дебоширил в барах. Вия Артмане многократно забирала его из полицейских участков. Ходили слухи, что родителям даже пришлось отмазать отпрыска от уголовного дела по изнасилованию.

Каспар Димитерс стал известным бардом, но всю жизнь его сопровождали скандалы. Отношения с матерью. всегда были сложными — он так и не простил, что Вия любила дочку больше и никогда этого не скрывала.

Королева в изгнании

А потом жизнь Вии Артмане разрушилась, словно карточный домик. В 1986 году умер Артур Димитерс. К собственному удивлению, Вия почувствовала себя одинокой — больше не с кем было обсудить новую пьесу, не с кем разделить трапезу.

В театре, которому она отдала полвека своей жизни, для стареющей актрисы вдруг не нашлось ролей. А в начале 1990-х из-за экономического кризиса она лишилась и работы в кино. Артмане припомнили любовь к России и членство в КПСС. оОт нее отвернулись даже те, кому она когда-то помогала.

Два инсульта заставили Артмане покинуть театр. «Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров», — оправдывалась она. Верная себе, актриса никому не жаловалась и ничего не просила. Даже когда ее маленькой пенсии перестало хватать на квартплату.

Исключение сделала лишь один раз, увидев на пороге своей квартиры незнакомого человека. Мужчина сообщил, что он — приемный сын бывшей жены старого собственника, а значит, сейчас недвижимость принадлежит ему.

В Латвии как раз вступил в силу закон о реституции. Говорят, что актрису приглашали переехать в Россию, но она отказалась. Евгений Матвеев предложил Вии пожить у него, но гордая актриса восприняла его письмо как шутку. Свои последние годы она доживала в деревянном домике на даче.

Пожилую актрису мучила боль в ногах — такая сильная, что от нее Артмане падала в обморок. Незадолго до своего ухода актриса приняла православие и получила имя Елизавета. Умирала народная артистка СССР в психиатрической клинике, куда ее поместили дети. Великая актриса покинула этот мир в одиночестве и забвении 11 октября 2008 года. Ей было 79 лет.

В своих мемуарах Вия Артмане писала: «Самые счастливые актеры — те, которые познают жизнь через ее силу, проходят через огромный слой грязи…».

После смерти Вии Артмане ее сын Каспар Димитерс сразу начал собирать средства на установку могильного памятника «той, которая раздавала себя без остатка». По Риге ходили слухи, что латвийское правительство все же выделило Артмане квартиру, но сынок поспешил ее продать и упрятать мать в психушку.

Вскоре Каспар стал владельцем элитного дома на участке в 50 гектаров. На вопрос журналистов, откуда такое богатство, он ответил, что взял кредит.

Оцените статью
Голодное детство, брак без любви, последние дни в нищете и одиночестве. Вия Артмане
Алина Покровская. Путь к славе и счастье, которое обрела лишь с третьего раза. Как складывается жизнь Любы из к/ф «Офицеры»?