Она попала в страшную автокатастрофу, у неё было изуродовано лицо, но со временем следов, слава Богу, не осталось…
Нет, она ни о чём не жалела
В начале 60-х годов прошлого века эта актриса стала самой яркой звездой своего поколения, страны и Оттепели. Произошло это благодаря одной единственной главной роли Саши Львовой в картине Григория Чухрая «Чистое небо».
Но когда погода сменилась, она пропала с экранов, предпочтя кинематографу театр, где всё так зыбко и эфемерно, где нельзя перемотать обратно финальные аплодисменты. Эта маленькая женщина с низким прокуренным голосом была невероятно притягательной, неразгаданной, ускользающей.
Она была бескомпромиссным человеком, и играла только то, что считала нужным, что ей нравилось – других работ в её репертуаре и фильмографии не было. Потому за 65 лет она сыграла не так уж много: 23 роли в кино, 34 – в театре им. Моссовета, и один – на Таганке.
Детство
Нина родилась в Ленинграде 21 июля 1939 года. Отец, Василий Иванович и мама, Авгу́ста Ивановна, работали на заводе, жили в комнате в коммуналке. В самом начале войны отцу навесили два лейтенантских «кубаря» и отправили на фронт, откуда он не вернулся.
Когда в начале сентября 1941-го город оказался в блокаде, Нине было чуть больше двух лет, и как они с мамой пережили тот ужас, она просто не помнила. Когда Нина повзрослела, утром ей хотелось убежать из их коммуналки, а вечером не хотелось туда возвращаться.
Она бегала в Эрмитаж, выстаивала огромные очереди, чтобы хоть ненадолго попасть в тот сказочный мир, который она себе придумала. Она росла в типичной послевоенной неполной семье – мать зарабатывал деньги, дочь находилась на попечении бабушки.
В 1947 году на экраны вышел фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро «Золушка», и 8-летняя Нина по уши влюбилась в пажа, но она была не единственная, кто потерял голову от Игоря Клименкова. (Со злой мачехой – блистательной Фаиной Раневской и принцем – Алексеем Консовским судьба потом свела Нину в театре им. Моссовета).
Когда Нине было 13, умерла бабушка, и для девочки это стало куда большей трагедией, чем гибель отца: его она попросту не помнила. Смерть мамы в 1980-м стала ещё одним страшным ударом.
О том, что она будет артисткой, Нина не решила – она просто знала об этом с тех пор, как помнила себя. Мама была не в восторге, всерьёз в это увлечение дочери не верила, считала, что это детская блажь, которая пройдёт по мере взросления.
Она стеснялась говорить знакомым о выборе дочери, и успокаивала себя тем, что Нина пока не знает, как воплотить в жизнь свою мечту: в драмкружок она не ходила, и где дальше будет учиться, не знала.
«Два капитана»
Всё, как это часто бывает, произошло случайно и само собой: как-то Нину увидела Ирина Голынская, ассистент по актёрам 35-летнего режиссёра студии «Ленфильм» Владимира Венгерова, начинавшего работу над фильмом «Два капитана» по роману Вениамина Каверина.
Практически все исполнители детских ролей были уже утверждены, но Венгеров никак не мог найти девочку на роль Саши, сестры главного героя Сани Григорьева. Венгеров, когда к нему привели Нину, сразу взял ничего не умевшую девушку в картину.
Роль была небольшая, известности и популярности она Нине не принесла, но её стали звать другие режиссёры «Ленфильма», и к началу 60-х она снялась уже в шести картинах, правда, не всегда попадая в титры, но на улицах и в метро её всё ещё не узнавали, не останавливали, и автографов не просили.
*
*
Театральная студия при Ленинградском ТЮЗе
Нина уже не сомневалась, что станет актрисой, и пошла поступать в ступила в театральную студию при Ленинградском ТЮЗе. Дома была небольшая книжка пьес Шекспира, и для экзамена Нина выбрала, конечно, монолог Джульетты, даже не подозревая, что это одна из самых сложных ролей мирового репертуара.
Прочитав монолог, басню и прозу, она умчалась по своим делам, и забыла узнать результат. Её разыскали по месту прописки и сказали, что завтра она должна прийти на Моховую: её приняли в студию на курс Народного артиста РСФСР Леонида Макарьева. Сокурсницей её была прекрасная актриса Ольга Волкова.
Едва став студенткой, Нина начала курить, и чем старше становилась, тем больше курила, а к концу жизни выкуривала по четыре сигареты в час. Уже на первом курсе Нина выходила на сцену в спектаклях ТЮЗа: сначала играла Рыбку в «Сказке о рыбаке и рыбке, а потом и Мальвину в «Золотом ключике».
На втором курсе ей дали уже главную роль – в программке так и было написано: в роли Джульетты студентка Нина Дробышева.
*
*
«Чистое небо»
В 1960-м снова случайно, фото Дробышевой попало на глаза Григорию Чухраю, снявшему до этого два шедевра, которые побывали на фестивалях в Каннах: «Сорок первый» и «Баллада о солдате».
Чухрай начал снимать драму «Чистое небо» о герое лётчике и о всепобеждающей любви. Лётчика, прошедшего через плен и немецкие концлагеря, играл Евгений Урбанский, хорошо знакомый зрителю по фильму Юлия Райзмана «Коммунист».
Именно благодаря Урбанскому Дробышеву взяли на роль Саши Львовой: он был на кинопробах со многими актрисами, и сказал Чухраю, что лучше всего в образ наивной 16-летней девчонки попадает Нина, что с ней ему будет комфортнее работать.
Худсовет «Ленфильма» утвердил Дробышеву не сразу: опасались, что это девчонка, выглядевшая даже моложе своих лет, весьма непростую роль не вытянет – не хватит мастерства и жизненного опыта.
Чухрай вызвал Нину на повторные кинопробы, одел в какую-то старую кацавейку, осмотрел-оглядел, и даже не стал запускать камеру: ему всё было ясно. На худсовете он стоял, как скала, и своего добился.
*
В «Чистом небе» действие происходит в течение почти 20 лет, и, представляя, как её героиня будет выглядеть в 40, Нина, стоя перед маленьким зеркалом, рисовала себе седину и морщины.
Урбанский и Дробышева сыграли красивую и трагическую любовь, но в жизни они оставались просто партнёрами и хорошими друзьями: Урбанский был старше Нины на 7 лет, в то время был морально устойчив – после развода с женой у него развивался бурный роман с Татьяной Лавровой, и флиртовать с хорошенькой девочкой он себе не позволял.
А вот второй партнёр по фильму актёр Виталий Коняев, который был старше Нины на два года, был совершенно свободен и открыт для любых предложений и безумств.
Нина сначала предложила просто прогуляться по городу после съёмок, потом эти прогулки стали регулярными, и после премьеры картины довели молодых людей до ЗАГСа. В браке они прожили 9 лет, а когда расстались, сохранили дружеские отношения.
«Чистое небо» в Советском Союзе имело огромный успех, в первый год проката его посмотрело более 41 млн. человек, зрители журнала «Советский экран» назвали его лучшим фильмом года, на II международном кинофестивале в Москве он получил главный приз, его показали во многих странах мира.
Авгу́ста Ивановна, увидев Нину в «Чистом небе», стала ею гордиться, и в разговорах не упускала случая упомянуть, что это её дочь. Дробышеву стали узнавать на улицах, да что там узнавать – ей просто не давали прохода.
И во время премьеры, и позже, встречные поклонники интересовались у Нины, не сбежала ли она с уроков? Говорят, голливудские импресарио звали её в Америку, предлагали хорошие роли, но советское руководство, опасаясь тлетворного влияния запада на молодую неокрепшую морально и идеологически девушку, её просто не отпустило.
Театр им. Моссовета
В том же году Нина окончила студию, немного прослужила в родном ТЮЗе, а потом великий Юрий Завадский пригласил её в свой театр им. Моссовета. Таких предложений дважды не делают, и от них не отказываются.
Нина переехала в Москву, и поселилась в комнате в общежитии, где жил Коняев – учиться в Москву он приехал из Таллина, после окончания училища им. Щепкина служил в Малом театре, своего жилья не имел. Чуть позже «звезде» Дробышевой дали однокомнатную квартиру, куда они 3 декабря 1964 года принесли дочь Лену.
Рожать или не рожать, такого вопроса у Нины никогда не было. Узнав, что беременна, она даже от своей первой поездки за границу – гастролей во Францию, отказалась – по тем временам это был настоящий подвиг.
Нина позже очень жалела, что не додала дочери тепла и воспитания – в то время главной для неё была работа, и Лену, так же, как и саму Нину, воспитывала бабушка.
Став взрослой, Лена сначала пошла учиться на театроведа, но через год сказала матери, что хочет быть актрисой. Нина отнеслась к заявлению дочери без восторга, и благословения её не дала.
Лена поступила в училище им. Щукина и поставила мать перед фактом. Как актриса она маме очень нравилась, особенно картине Юрия Грымова «Казус Кукоцкого», где Лена играла жену главного героя.
В то время, когда Дробышева пришла в театр им. Моссовета, там блистали Серафима Бирман, Любовь Орлова, Вера Марецкая и Фаина Раневская, имевшие на всех 10 сталинских премии. Перед Бирман и Раневской Нина трепетала и благоговела.
Все четверо, вместе и поврозь, опасаясь, что театральные старожилы Нину заклюют, стали опекать молодую актрису, но особенно в этом преуспела Раневская.
Второй брак
Второй раз Дробышева вышла замуж за актёра Вячеслава Бутенко, который был младше неё на три года. Познакомились они, по сути, за кулисам театра, где оба работали. Бутенко недавно расстался с другой коллегой – Маргаритой Тереховой.
В браке, который продлился 18 лет, родилась дочь Христина. После развода бывшие супруги продолжали дружить и прекрасно общаться. У Нины Дробышевой трое внуков. Пока никто из них не изъявил желания пойти по стопам бабушки и дедушек.
«Эдит Пиаф»
Кино для Дробышевой основным делом жизни не стало: кроме главной роли в «Чистом небе», других ярких киноработ в её карьере не было. Уже после неудачного фильма Владимира Петрова «Русский лес» по роману Леонида Леонова Нина стала разборчива, на слабые сценарии не соглашалась, а хорошие ей предлагали не часто.
К сожалению, у неё не было «своего» режиссёра, который бы снимал её, как Глеб Панфилов Инну Чурикову, Сергей Герасимов – Тамару Макарову, Георгий Александров – Любовь Орлову. Жизнью Дробышевой стал театр им. Моссовета, где за 8 лет она сыграла в десятке спектаклей.
Особенно ярким стал 1970 год, когда в фойе театра стали играть «Эдит Пиаф» в постановке начинающего режиссёра Борис Щедрина, инсценировавшего книги Пиаф «На балу удачи» и «Моя жизнь». Дробышева полюбила Пиаф задолго до того, как об этой певице стало известно советскому человеку: кто-то привёз из Польши пластинки, и она их часами слушала.
Дробышева не имитировала пение «Воробушка» – песни звучали с пластинок в оригинальном исполнении, но она умудрялась воспроизвести скрипучий голос Пиаф, когда та говорила о себе. После премьеры Москва заговорила о новой выдающейся театральной актрисе, а Дробышева играла Пиаф больше двадцати лет.
Как и Пиаф – и в этом было что-то мистическое – Дробышева попала в страшную автокатастрофу, у неё было изуродовано лицо, но со временем следов, слава Богу, не осталось. Пиаф умерла в 47 лет.
Дробышевой 47 лет исполнилось в 1986-м, она не захотела играть, будучи старше Эдит, и, поскольку эту роль просто никто больше играть не мог, да и не хотел, спектакль из репертуара убрали.
В апреле 1973 года Нина Дробышева стала Заслуженной артисткой РСФСР, спустя 12 лет, в ноябре 1985-го – Народной РСФСР.
Театр
Менялась обстановка в стране, а вместе с ней менялся и театр им. Маяковского. Туда ненадолго пришёл Анатолий Эфрос, и стал репетировать с Дробышевой и Ией Саввиной пьесу Эдварда Радзинского «Турбаза».
Незадолго до премьеры он заявил, что основной актрисой будет Саввина, а Дробышева выходить на подмену. Вскоре Эфрос вернулся в театр на Малой Бронной, а спектакль закрыли.
Дорошина очень любила поставленный в 1981 году Камой Гинкасом спектакль «Пять углов», в котором она играла вместе со своим другом, «усатым нянем» Сергеем Прохановым.
Режиссёры выбирали новых фавориток, новых примадонн, и ролей у Дробышевой становилось всё меньше. Перейти в другой театр Дробышева не решилась, ведь таких, как она, обиженных и забытых, в любом театре намного больше, чем звёзд, а себя звездой она никогда не считала, и «звёздной болезнью» не страдала.
Мозаика
Чтобы занять себя, Дробышева стала рисовать, но получалось плохо, Как-то, когда в репертуаре уже не было «Эдит Пиаф», в театре меняли осветительные приборы: вместо устаревших поцарапанных стеклянных фильтров установили более удобные пластиковые.
Обломки разноцветных стёкол Дробышева собрала и увезла домой, пока не зная, зачем ей это богатство, и они долго лежали в коробке в кладовой. Позже судьба свела Дробышеву с художницей Натальей Астаки, которая научила её правилам собирания мозаики. Этот забытый вид художественного творчества Дробышеву увлёк и затянул.
В 1990 году ленинградский режиссёр Геннадий Тростянецкий поставил в театре им. Моссовета чеховскую «Чайку». Главную роль актрисы Ирины Аркадиной играла Нина Дробышева. Любой артист и режиссёр скажет, что тяжелее всего играть артистов: никогда не ясно, когда он играет и врёт, а когда искренен и говорит правду.
«Р.Р.Р»
Последним спектаклем, в котором Дробышева вышла не сцену, был «Р.Р.Р», то есть, Родион Романович Раскольников, по роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», поставленный Юрием Ерёминым в 2014 году.
Дробышева долго ждала этой премьеры – она играла сложнейшую роль Катерины Ивановны Мармеладовой. Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, билеты достать было не просто, и зал был всегда переполнен, а когда опускался занавес, зрители провожали артистов «бурными продолжительными аплодисментами».
Последней картиной с участием Нины Дробышевой был 14-серийный телефильм Александра Терехова «Волк», вышедший на экраны в 2020 году. Сказать по правде, узнать там звезду «Чистого неба» было не просто.
Нина Дробышева умерла 27 июля 2023 года. Ей было 84 года. Спустя два месяца умер её первый муж Виталий Коняев.