Гениальный диктатор: биография балетмейстера Юрия Григоровича

2 января 2023 года знаменитому балетмейстеру Юрию Григоровичу исполнилось 96 лет. Он поставил свой первый балет в 20-летнем возрасте и до сих пор консультирует молодое поколение.

Детство и юность Юрия Григоровича

Будущий балетмейстер родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Его родители — Николай Евгеньевич и Клавдия Альфредовна — обожали балет и привили любовь к нему сыну. Мама балетмейстера даже училась в хореографическом училище, но рано вышла замуж, родила двоих детей и оставила профессию.

А вот мамин брат, Георгий Розай, был известным артистом Императорской сцены, потом участником Дягилевской антрепризы «Русские сезоны», однако за десять лет до рождения племянника о умер от туберкулеза.

Получив начальное среднее образование, Юрий Григорович поступил в Ленинградское хореографическое училище. Его наставниками были Алексей Писарев и Борис Шавров. В 1946 году, после получения диплома, Юрия приняли в Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Его амплуа были характерные и часто гротескные роли, благодаря недюжинному актерскому таланту.

Параллельно с этим он начал ставить спектакли в балетной студии ленинградского ДК имени А. М. Горького. В 1947-1948 годах, будучи 20-летним, он выпустил балеты «Аистёнок» Дмитрия Клебанова, «Славянские танцы» на музыку Антонина Дворжака, «Семеро братьев» на музыку Александра Варламова.

Новое слово в балете

Его способности как балетмейстера отмечали и в родной труппе и привлекали к постановкам танцев в операх. В 1957 году ему доверили постановку балета Сергея Прокофьева «Каменный цветок».

С этого спектакля началось многолетнее сотрудничество балетмейстера с художником-постановщиком Симоном Вирсаладзе. Его племянница вспоминала, что Григорович прилетал в Тбилиси, ставил музыку, описывал мизансцены, и вместе с Симоном они придумывали, какими будут декорации, свет и другие художественные решения.

В 1961-м Юрий Николаевич стал хореографом Ленинградского театра оперы и балета, проработал на этой должности три года. А потом ему поступило предложение, отказаться от которого было бы невозможно, — стать руководителем балетной труппы Большого театра. Уже поставленные им балеты «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок», «Легенда о любви» перекочевали в репертуар Большого театра.

За этим последовали «Щелкунчик» на музыку Чайковского и «Спартак» на музыку Хачатуряна. «Гениальный хореограф с плохим характером» — так назвал его композитор Арам Хачатурян в день премьеры в Большом театре балета «Спартак». Григорович прослыл диктатором, превратившим Большой в театр одного балетмейстера.

«В любом деле должна быть дисциплина. Если ее нет, все кончается. В искусстве тем более. Только при очень слаженной работе может быть какой-то общий результат. Я стараюсь поддерживать дисциплину», — говорил в интервью Юрий Николаевич.

В 1970-е он поставил спектакли «Ангара» по произведению Андрея Эшпая, «Иван Грозный» Сергея Прокофьева, «Золотой век» Дмитрия Шостаковича. Под руководством Юрия Григоровича на сцене Большого театра проходили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот», «Баядерка», «Жизель» и «Корсар».

В 1985-1990 годы Григорович уволил из театра целую плеяду достигших пенсионного возраста звезд, в числе которых Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Лавровский, Майя Плисецкая. А в 1995 году в результате конфликта Юрий Николаевич и сам покинул Большой театр.

«Из Большого театра я ушел сам, так как был не согласен с политикой, которую в нем проводили. Почти пять лет не был в Большом театре, не имел к нему никакого отношения и о том, что происходило в его стенах, узнавал только из статей в газетах. Все эти годы я продолжал трудиться – и в нашей стране, и за рубежом. Время, как говорится, даром не терял.

Это были большие работы. Ездил куда приглашали. Ставил спектакли в Уфе, Кишиневе, Краснодаре, Минске, Тбилиси», — рассказывал он в интервью. Помимо российских театров, балетмейстер сотрудничал с театрами Таллина, Парижа, Стокгольма, Вены, Рима и Праги.

В «нулевых» Юрий Николаевич возобновил сотрудничество с главным театром страны, занявшись репетициями спектакля «Лебединое озеро» в новой интерпретации.

В 2001 году в репертуар Большого театра вернулись «Раймонда», «Легенды о любви», «Щелкунчик», «Золотой век» и «Спартак». Также Юрий Григорович работал с труппой «Кремлевского балета» и поставил с ней спектакли «Корсар», «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта».

В начале 2008-го руководство Большого театра пригласило Григоровича на пост штатного балетмейстера. Через три года на реконструированной сцене театра состоялась триумфальная премьера «Спящей красавицы» под руководством Юрия Николаевича.

Новая хореографическая редакция «Ивана Грозного» в исполнении Григоровича с огромным успехом прошла в 2012 году. Осенью 2016-го маэстро по-новому интерпретировал произведение Шостаковича «Золотой век».

В конце того же года в Мариинском театре — бывшем том самом Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова — вышла новая редакция «Каменного цветка» под руководством Григоровича. Премьеру приурочили сразу к двум датам: 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева и 90-летнему юбилею хореографа.

Много лет Юрий Николаевич отдал преподавательской деятельности. С 1974 года и на протяжении 15 лет он был профессором Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. В 1988 году Григорович получил должность заведующего кафедрой и профессора в Московской хореографической академии.

С 1975 по 1985 годы Юрий Николаевич возглавлял Комитет танца при Международном институте театра. Сейчас он является почетным президентом этой организации.

В конце 80-х маэстро стал президентом Ассоциации хореографов, куда входят знаменитые деятели искусства со всего мира. В 1990-х Григорович возглавил фонд «Русский балет» и программу «Benois de la danse», патронируемую ЮНЕСКО. Организация ежегодно присуждает специальные призы для деятелей театра и балета.

Юрий Николаевич является бессменным председателем судейской коллегии Московского Международного конкурса танцовщиков. Помимо этого, российского мэтра неоднократно приглашали в жюри болгарских, финских, американских и японских конкурсов танцевального мастерства.

Личная жизнь Юрия Григоровича

Первой — фактической — женой Юрия Григоровича была балерина Алла Яковлевна Шелест. Она была старше на восемь лет. Вместе они работали в Ленинградском театре и были счастливы. Но после переезда Григоровича в Москву, бывшие влюбленные расстались.

Единственной официальной женой Юрия Григоровича была балерина Наталия Бессмертнова. В 1963 году, еще до встречи с Григоровичем, Наталия вышла замуж за инженера. После каждого спектакля супруг поджидал Бессмертнову у входа с цветами, провожал до дома.

С 1966 года Наталия Бессмертнова и Юрий Григорович стали тесно общаться по работе и вскоре полюбили друг друга. По рассказам Наталии, никто в театре не верил, что их отношения продлятся больше года. Осенью 1968 года они поженились.

Наталия и Юрий были не только любящими супругами, но и единомышленниками, они долгие годы бок о бок работали в театре. Конечно же, в театре злословили, что ради жены Григорович отодвигает на второй план других прим (и даже Майю Плисецкую!), но сам он любил повторять, что ставит спектакли не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Они прожили душа в душу 40 лет. Детей в их браке не было. В феврале 2008 года Наталии Бессмертновой не стало, незадолго до этого у нее нашли онкологическое заболевание. Григорович тяжело переживал смерть любимой жены.

По его словам, Наталия была для него опорой в жизни и в работе. Чтобы не сломаться, Юрий долгие годы после смерти жены продолжал работать. Балетмейстер Григорович Сейчас Юрий Григорович на пенсии, но по-прежнему продолжает консультировать молодое поколение.

«Возраст, конечно, никуда не денешь, не стану отрицать, — говорил в интервью Григорович. — Мой дед, он был итальянец, шутил: «Все умрут, и я, может быть». Поэтому важно не терять интерес к жизни и профессии, не сидеть дома, а постоянно находиться в деле».

Оцените статью