Более 30 лет Георгий Милляр снимался в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Он прославился ролями Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
В кино Милляр играл отрицательных персонажей, а в жизни был аристократом, свободно говорил на немецком и французском языках. И вообще Георгий Францевич был уникальным человеком.
Георгий родился в семье Франца де Милье, французского инженера-мостостроителя, приехавшего в Россию на работу, и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. Детство мальчика проходило, без преувеличения, в роскоши. Но отец умер рано, когда сыну не исполнилось и трех лет.
Однако одинокая мать содержала ребенка в достатке, гувернантки обучали маленького Георгия Милье языкам, музыке и литературе в огромной московской квартире. Тетя Георгия, театральная актриса, водила мальчика на спектакли, которые повлияли на ум ребенка.
Георгий часто выступал перед родственниками на террасе подмосковной дачи, иногда разукрасив себе лицо, но даже образ Мефистофеля, созданный с помощью механического карандаша, заставлял улыбаться родных.
В 1914 году Георгия Милье отправляют к родственникам в Геленджик, чтобы ребенок находился как можно дальше от предреволюционных волнений. Там мальчик пробыл пять лет, вскоре он узнал о свершившейся революции, которая отняла у семьи квартиру и дачу.
Мать подправила фамилию с «де Милье» на «Милляр». В будущем Георгий Милляр никогда не упоминал события детства и не указывал, что свободно владеет немецким и французским.
В Геленджике Георгий Милляр окончил школу и устроился бутафором в местный театр. Он мечтал играть в спектаклях и выучил все роли из репертуара. Однако Милляра не брали даже в массовку. Впервые на сцену он вышел в 1920 году — и сразу сыграл главную роль: подменил актрису, которая играла Золушку. Никто, кроме него, не знал наизусть этой роли.
Дебют прошел с успехом: зрители не поняли, что Золушку играл мужчина. После этого начинающий актер стал часто подменять артистов театра, когда те болели. А к середине 1920-х он уже играл главные роли в постановках коллектива.
В 1924 году Милляр вернулся к матери в Москву. Он поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сейчас — Театр им. Маяковского).
Еще в 1930-х Георгий Милляр начал сниматься в кино. Однако он играл только в эпизодах, часто имя актера даже не указывали в титрах. А на многих пробах Милляру отказывали.
В 1938 году Роу пригласил Милляра сняться в сказке «По щучьему веленью», однако на первых пробах актеру вновь отказали: он переволновался и забыл текст.
Он писал: «Не подошел типажно да и сработал не так… Но вот получаю конверт с официальным письмом. На шикарном бланке «Межрабпомфильм» напечатано, что «ввиду изменения трактовки роли… мы, к сожалению, лишены возможности воспользоваться Вашим участием» и т. д. Далее следовало не менее пяти подписей, в том числе и Роу…»
Однако уже через несколько дней режиссер все же дал Милляру роль царя Гороха. Ради нее актеру пришлось сбрить волосы на голове и брови: так его проще было гримировать.
Через год Георгий Милляр впервые исполнил свою самую известную роль. Он сыграл Бабу-ягу в новом фильме Роу «Василиса Прекрасная». На нее пробовались многие актрисы, в том числе Фаина Раневская. Но режиссер всем отказал: он боялся, что Баба-яга в их исполнении получится недостаточно страшной, не будет пугать зрителей.
Тогда ее вызвался сыграть Милляр: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю».
Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съёмках дети при виде Милляра разбегались.
О том, как рождался образ Бабы-Яги, сам Милляр рассказывал так: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?.. А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
В 1944 году актёр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме. Вначале он отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже всё же согласился.
Милляр играл практически без грима. Фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Среднюю Азию — в Душанбе, где накануне съёмок в условиях недоедания и антисанитарии актёр перенёс малярию, вследствие которой весил во время съёмок всего 48 кг.
При подготовке к съёмкам актёр обошёл оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. Как и Баба-Яга в первом фильме Милляра, Кащей стал устрашающим персонажем. Даже лошади, на которой скакал Милляр, пришлось завязать глаза, иначе она отказывалась подпускать его к себе.
Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года — Кащей стал для зрителей олицетворением побеждённых на войне вражеских сил. После этого фильма Милляр, по его словам, стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».
Сам фильм стал признанной классикой не только у нас, но и за рубежом. Даже Питер Джексон, когда снимал «Властелин Колец», перенял у Роу его эпически-сказочный стиль. А в образе Саурона без труда узнается Кощей, созданный Милляром.
В 1959 году Георгий Францевич появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты. Знаменитая манера речи Квака была идеей самого Милляра.
Александр Роу и Георгий Милляр сотрудничали почти во всех фильмах режиссера, это было проверенный делами и временем творческий союз. Персонажи великого актера зачастую были со стороны «темных сил»: черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе».
Работа над образом всегда была тяжелой и кропотливой: изменение внешности, многочасовые репетиции ужимок и интонаций перед зеркалом. Образ Бабы-Яги Георгий Милляр исполнял на экране более десяти раз.
«Официальные лица не относились к Милляру серьезно: „Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек“. А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок.
Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров. Обладал феноменальными знаниями во всех областях, с ним можно было говорить о чем угодно»- комментирует Юрий Сорокин.
Периодически актер играл эпизоды у других режиссеров. Например, папашу Эбенезера Дорсета в первом фильме Гайдая «Деловые люди» (1962) или французского солдата в «Войне и мире» (1967) Сергея Бондарчука. Но все же Георгий Францевич понимал: без Роу его карьера пойдет на спад.
Личная жизнь
В биографии актера никогда не было бурных романов с актрисами. Может быть, именно поэтому долгое время о нем ходили странные слухи. На самом деле, сейчас бы Милляра скорее назвали бы асексуалом.
В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой.
Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену — 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно — без женщины он пропадет.
Милляр относился к жене с большой нежностью, настоял, чтобы она ушла с работы, называл Манечкой. Марья Васильевна в ответ звала его Кошей, всюду ездила с ним на съемки, ревновала к партнершам. В жизни Георгий Францевич был скромным и доверчивым человеком. У него часто брали в долг и редко отдавали, обманывали с гонорарами за концерты.
У актера всю жизнь были напряженные отношения с советской властью. Милляр не забыл, что его семью обокрали, к тому же ему пришлось изменить фамилию, скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах на Мосфильме он писал: «Происхождение простое, языкам не обучался».
Можно представить, что в такие моменты актер чувствовал себя предателем. Может быть, именно поэтому он любил выпивать на съемочной площадке. Но водку не любил, предпочитал дешевый портвейн.
Но и Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера.
Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.
К этому же юбилею его пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Милляр подошел к этой части со всей ответственностью. Он знал, что в зале 850 зрительских мест, и нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой – для каждого юного зрителя.
Но в назначенную дату за ним так и не прислали машину, никто даже не позвонил и не сообщил, что выступление отменилось. Часть рисунков разошлась по знакомым актера, часть осела в музейных архивах.
Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.