Александра Завьялова в шестидесятые была звездой первой величины. У неё были миллионы поклонников, в том числе за границей, её обожали зрители, ею восхищались коллеги.
Советская актриса даже попала на страницы журнала Life, слыханное ли дело!
Но потом Александра резко исчезла из кино, будто режиссёры враз о ней забыли. Последнюю большую роль, коварную двуличную Пистимею, на сыграла в саге «Тени исчезают в полдень» в 1971 году, спустя двадцать лет появилась в небольшой роли в картине «Белые одежды», а потом замолчала на четверть века.
Популярность молодой актрисе принесла первая же работа — драма Александра Зархи «Люди на мосту» (1959). Уже тогда
стало очевидно, что восходит новая звезда, что в советском кино появилась актриса необычная, яркая, особенная, совсем не похожая на других.
Через несколько лет случилась мелодрама «Алёшкина любовь», которая упрочила славу актрисы.
Тогда же заприметил красавицу и грузинский актёр и режиссёр Резо Эсадзе.
Он влюбился в Александру и как в талантливую артистку, и как в эффектную женщину, мечтал работать с ней. И в конце концов отважился
и предложил ей роль в фильме «Фро» (1964), экранизации рассказа Андрея Платонова. На съёмках у Резо всё-таки завязался роман с Александрой, причём такой, что она даже решилась на развод с супругом и ушла к Резо. Конечно,
Александра Завьялова, как и многие её коллеги, мечтала о «своём» режиссёре, о художнике, который раскроет её талант полноценно, со всех сторон, который будет снимать её и даст её возможность постоянно общаться со зрителями.
Резо Эсадзе обещал стать таким творцом, тем более что теперь его связывали с музой не только творческие, но и очень нежные личные отношения.
В 1967 году Эсадзе начал новую работу — фильм по сценарию Веры Пановой. Вера Панова только в 1960 году пришла в кино (тогда режиссёры Георгий Данелия и Игорь Таланкин сняли мелодраму «Серёжа»), но писательницей была уже знаменитой. Кинематографисты моментально поняли, что проза Пановой — материал благодатный, и тут же начали переносить на экран её произведения. К 1967 году по книгам Веры Пановой вышло уже восемь лент!
Для картины Резо Эсадзе Вера написала сценарий по повести «Саша»,
фильм получил название «Четыре страницы одной молодой жизни».
Главную роль, строптивой влюблённой, которая, кстати, уходит от мужа к возлюбленному, пусть и временно (какое любопытное переплетение реальных и выдуманных событий!), режиссёр отдал Александре Завьяловой,
своей любимой женщине и обожаемой актрисе. Других персонажей сыграли актёры менее именитые, хоть и успевшие уже сняться в паре-другой картин. В образе главного героя Саши предстал Борис Руднев, его фиктивную жену Лизу сыграла Наталья Величко, матерью стала Любовь Соколова.
Также в «Четырёх страницах одной молодой жизни» можно увидеть Людмилу Аринину, Юрия Дубровина, Всеволода Кузнецова, Пантелеймона Крымова. По сюжету герой несколько раз переезжает по стране (например, сначала отправляется в Узбекистан, а потом оказывается в Мурманске), так что
группе приходилось неоднократно выбираться из павильонов «Ленфильма», где и снимали ленту, и отправляться в экспедиции.
И вот любопытный факт. В повести Веры Пановой Саша в финале встречается с девушкой Лизой, с которой он в начале истории и вступает в фиктивный брак, чтобы дать ей жилплощадь и которая его потом так коварно выселяет. И всё идёт к тому, что они начнут жизнь с чистого листа, забыв прошлое.
А вот картине такого нет:
Резо Эсадзе отказался от такого сентиментального окончания и решил не давать героям второго шанса на любовь.
Возможно, он просто предвидел своё собственное будущее?
Уже во время этих съёмок Александра Завьялова начала осознавать, что общего будущего с Резо Эсадзе у неё нет. Обаятельный, общительный, искромётный весельчак с друзьями, дома он оказывался деспотичным ревнивцем и строгим кавказским мужчиной.
Резо настаивал, чтобы Завьялова не снималась у других режиссёров, хотя ему самому постановки доверяли не так часто как хотелось.
Но и Александра была не из тех женщин, на кого можно давить и кто не может сопротивляться, так что конфликты между ними плодились и ширились. Ещё одним обстоятельством, отдалявшим Резо и Александру друг от друга, оказалась маленькая дочка актрисы от первого брака. которая наотрез отказалась признавать Эсадзе отчимом и не хотела с ним общаться. Для Александры Завьяловой это стало последней точкой:
по её инициативе после съёмок «Четырёх страниц одной молодой жизни» они с Резо Эсадзе расстались.
Однако такой, казалось бы, личный и сокровенный эпизод, породил непредсказуемые и странные последствия. Резо Эсадзе сильно переживал, почти перестал работать на «Ленфильме», а вскоре и вовсе уехал в Грузию.
Коллеги жизнелюбивого, всегда радушного, темпераментного Резо ополчились на бросившую его Александру и фактически перекрыли ей вход на «Ленфильм». За два года она не получила ни одного предложения,
и лишь в 1969 году её позвали сниматься, но только на периферийный «Таджикфильм».
В 1971 году Александре на минуту показалось, что карьера её снова наладилась: режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков предложили ей роль той самой Пистимеи в драме «Тени исчезают в полдень», которая стала визитной карточкой артистки. Как-то в интервью Валерий Усков сказал, что «в ней редкое сочетание дьявола и ангела», и именно такая женщина была им нужна.
Несмотря на колоссальную славу, которая свалилась на всех создателей картины, включая Александру Завьялову, жизнь её не изменилась: артистку по-прежнему игнорировали и ролей не давали. За следующие сорок лет у неё не было ни одной картины.
Жизнь Александры Завьяловой окончилась трагически, но этого касаться не хочется. Резо Эсадзе пережил её на четыре года и ушёл в 2020 году. А героини живы до сих пор и одна Пистимея, от одного взгляда которой внутри всё холодеет, чего стоит!
А как вы считаете, Саша Агафонов, герой «Четырёх страниц одной молодой жизни», так наивен и добродушен по молодости или в нём просто заложено эдакое донкихотство?