Фэй Данауэй — обладательница Оскара, Бафты, трех Золотых глобусов, снявшаяся сразу в нескольких культовых лентах и признанная одной из лучших актрис в истории американского кино.
В то же время Фэй Данауэй — обладательница двух антипремий Золотая малина и актриса, изгнанная из большого кино из-за репутации непрофессиональной и слишком сложной в работе. А сама актриса говорит, что люди просто так сильно поверили в ее роли кинозлодеек, что потеряли способность видеть в ней что-то другое…
Фэй Данауэй выросла в семье военного, еще в детстве стала заниматься в творческих кружках и поступила в театральный вуз. Она уже несколько лет работала в театре, когда стала пробовать себя на экране. Прорывным для нее стал 1967 год. Актрисе было 26 лет, она снялась во второстепенных ролях в криминальной комедии «Хэппенинг» и драме Отто Премингера «Поторопи закат«.
И в том же году получила главную роль в биографической криминальной ленте о парочке влюбленных преступников «Бонни и Клайд«. Фильм имел огромный успех, получил 10 номинаций Оскар и моментально превратил Фэй Данауэй в новую звезду Голливуда.
Следующий ее фильм также имел огромный успех — она снялась в ленте о хитроумных мошенниках вместе со Стивом Маккуином «Афера Томаса Крауна» 1968 г. Лента еще больше закрепила за актрисой звездный статус. (В 1999 г. она также снялась в эпизодической роли в ремейке этой картины с Пирсом Броснаном).
Однако ценившая в первую очередь актерское мастерство, а не голливудскую славу, Фэй Данауэй следом снимается в экспериментальных и авторских лентах. Ее можно было увидеть в «Любовники» 1968 г. Витторио Де Сики, «Сделка» 1969 г. Элиа Казана, «Загадка незаконнорождённого» 1970 г. Джерри Шацберга, «Дом под деревьями» 1971 г. Рене Клемана.
Но и о приключенческом кино актриса не забывала. Роли в драматических лентах она разбавляла комедиями и приключенческими фильмами — «Маленький большой человек» 1970 г., «Док» 1971 г., «Оклахома, как она есть» 1973 г., «Три мушкетёра» 1973 г.
Особый успех получает новый ее криминальный проект — «Китайский квартал» 1974 г. Фильм о детективе, который расследует запутанное дело, в которое впутаны влиятельные люди, и выясняющий неожиданные семейные тайны, получил 11 номинаций на Оскар и быстро приобрел культовый статус.
Фэй Данауэй вновь тут исполняла роль холодной расчетливой женщины, а режиссер Роман Полански заявил журналистам, что с актрисой было просто невозможно работать. С тех пор за ней начала закрепляться негативная репутация в профессиональном сообществе.
В том же году Фэй Данауэй играет одну из главных ролей в экшене «Вздымающийся ад» 1974 г. Он имел огромный зрительский успех, стал самым кассовым фильмом года и получил три номинации на Оскар.
Следом актриса снимается еще в двух суперуспешных лентах — триллере Сидни Поллака «Три дня Кондора» 1975 г. и драме, критикующей телеиндустрию «Телесеть» 1976 г. Сидни Люмета. Последний имеет огромный резонанс, получает 10 номинаций на Оскар, приносит личную награду Фэй Данауэй и быстро приобретает статус киноклассики.
Менее успешными были «Путешествие проклятых» 1976 г., «Глаза Лоры Марс» 1978 г., «Чемпион» 1979 г., «Первый смертный грех» 1980 г.
Фэй Данауэй проявляла интерес к биографическим лентам о сильных женщинах с необычной биографией. Она сыграла возлюбленную британского принца Уоллис Симпсон в «Женщина моей любви» 1972 г., скандальную евангелистку в «Исчезновение Эйми» 1976 г., жену диктатора Аргентины в «Эвита Перон» 1981 г.
В 1981 г. она также появляется в биографической ленте «Дорогая мамочка«. Она рассказала о знаменитой актрисе Джоан Кроуфорд как о психически нестабильной деспотичной женщине, мучавшей своих приемных детей. Фильм получил большой зрительский интерес, но обрушил яростную профессиональную критику в адрес фильма и на саму Фэй Данауэй.
Фильм завоевал антипремию года и принес «Золотую малину» актрисе. Впоследствии Фэй Данауэй заявляла, что именно этот проект разрушил ее карьеру — эта отрицательная роль заставила воспринимать актрису как истинную носительницу негативных черт ее героини.
В 1980-х ей достаются роли лишь злодеек и коварных и холодных героинь — «Злодейка» 1983 г., «Горе невинным» 1984 г., «Супергерл» 1984 г., «Тринадцать за обедом» 1985 г., «Пьянь» 1987 г., «Полночный переход» 1988 г., «Жгучая тайна» 1988 г., «Подожди до весны, Бандини» 1989 г. и пр.
В 1990-е пятидесятилетняя Фэй Данауэй вошла уже в качестве актрисы второстепенных ролей.
Она активно снималась, в том числе в мини сериалах, но успех имела лишь малая часть ее проектов — «Рассказ служанки» 1990 г., «Аризонская мечта» 1993 г., «Дон Жуан Де Марко» 1994 г., «Алкаши» 1995 г., «Альбино Аллигатор» 1996 г., «Камера» 1996 г., «Сумерки семейства Голд» 1996 г., «Джиа» 1998 г.
Она продолжает сниматься, но ее роли становятся все меньше, а проекты в которых она участвует — малобюджетные. Вы могли видеть ее, например, в «Человек, который нарисовал Бога» 2022 г. с обесславленным Кевином Спейси или «Непостижимое» 2017 г. с Николасом Кейджем.
Слава Фэй Данауэй быстро погасла не только из-за плохой репутации (истинной причиной которой актриса называет свой перфекционизм), но и отказ делиться с прессой подробностями своей личной жизни. Она всегда избегала голливудских вечеринок и неохотно давала интервью.
Еще в начале своей карьеры актриса пережила неудачный роман с актером Марчелло Мастрояни, отказавшимся бросать супругу ради новой любви. Фэй Данауэй была несколько раз замужем, в 1980-м усыновила ребенка.
В 2017 году она вновь оказалась в центре всеобщего внимания из-за объявления на церемонии «Оскар» неправильного победителя — «Ла Ла Ленд». В 2019 г. она вернулась в театр и исполнила роль Кэтрин Хепберн в пьесе «Чай в пять».
Сейчас ей 82 года и она не жалуется на свою карьеру: «Моя жизнь — это воплощение американской мечты. Моя мать была из очень бедной фермерской семьи и она очень хотела, чтобы я и мой брат достигли успеха. Я — получившая все, что можно от профессии актриса. А мой брат — состоявшийся адвокат в Вашингтоне.»