Ее жизнь в детстве была тихой, уютной и незаметной. Клаудия Кардинале появилась на свет в Тунисе в 1938 году в семье чистокровных сицилийцев по фамилии Греко по матери и Кардинале по имени отца.
В семье говорили только на французском и по-арабски знали несколько слов. Мать готовила блюда местной кухни и лишь по праздникам баловала домочадцев итальянскими блюдами — «парминьяной» (цыпленком, запеченным в томатном соусе с пармезаном) и «оссо букко» (тушеной телячьей голенью с чесноком, овощами и ароматными травами). По воскресеньям на столе было обязательное тунисское блюдо — кускус.
Детей в семье воспитывали строго. Сицилийская честь — понятие особенное. Порой это была строгость, граничащая с безумием.
Когда у Бланш, сестры Клаудии, начались месячные, она страшно испугалась и бросилась к отцу. Он влепил ей звонкую пощечину, дав понять, что подобные интимные вещи должны переживаться молча и втайне.
В кино девочкам ходить категорически запрещалось. Они довольствовались тем, что рассматривали на афишах элегантных господ и красавиц в их объятиях, фантазируя о любви.
Клаудия считала себя дурнушкой, пока случайно не выиграла титул «Самой красивой итальянки Туниса». Ей вручили приз — поездку в Венецию и билеты на Венецианский кинофестиваль. Девушка отправилась туда вместе с матерью Иоландой. Их поселили в прекрасном отеле.
На фестивале она впервые в своей жизни увидела фильм на большом экране. Это была картина «Белые ночи» Лукино Висконти.
Кардинале и представить не могла, что через несколько лет будет у него сниматься. В Венеции Клаудиа и Иоланда вели себя «надлежащим образом», то есть по большей части отсиживались в номере. Однажды, правда, прокатились на гондоле.
Вернувшись в Тунис, Клаудиа как волшебную сказку, забыла свое путешествие и готовилась стать учительницей. Только потом она узнала, что ее фотографии были напечатаны во многих журналах.
Вскоре режиссер Рене Вотье приехал в Тунис снимать фильм о моряках. Он отыскал подходящую натуру в Монастире и стал отбирать девушек на эпизодические роли жен, провожающих моряков в плавание. Кутаясь в хиджаб, Клаудиа стояла на берегу. Налетевший ветер сорвал ткань с ее лица.
Режиссер не стал переснимать сцену и она вошла в окончательный монтаж. Кто знал, что фильм попадет в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля и получит «Серебряного медведя»…
Печальную красавицу с незабываемым взглядом, стоящую на берегу, заметили продюсеры и стали забрасывать ее письмами. С юной красоткой подписала контракт студия «Видес». Кардинале поступила в актерскую школу.
Ее личная жизнь началась с кошмара. Воспользовавшись неопытностью девушки, один француз обманом пригласил ее на вечеринку и изнасиловал.
Это было унизительно, гадко и стыдно. Клаудия решила, что никому не расскажет о своем позоре: семья ей этого не простит. Сейчас в это трудно поверить, но тогда это был смертельный грех. Печать бесчестия ложилась не только на оступившуюся девушку, но и на всю семью.
Прошло немного времени и она поняла, что беременна. Клаудия уехала подальше от дома на съемки фильма под названием «Злоумышленники, как всегда остались неизвестны».
Комедия режиссера Марио Моничелли получила премию на фестивале в Сан-Себастьяне, была представлена в Каннах и даже выдвинута на «Оскар». Журналисты тогда окрестили Кардинале «лучшей невестой Италии».
«Интересное» положение до поры до времени удавалось скрывать. Округлившийся животик Клаудия прятала под корсетом. В моду как раз вошло платье-трапеция, складки которого скрывали талию. Кардинале тошнило, а в съемочной в студии страшно раздражал запах клея и декораций.
Настал день, когда положение уже нельзя было скрывать. Набравшись смелости, Кардинале отправилась к продюсеру Франко Кристальди в офис на пьяцца Питагора. Она прошла в его кабинет, села в кресло, прикрыв живот большой сумкой.
— Я больше не хочу сниматься.
— Что случилось?
— Не хочу и все. Порвите контракт и отпустите меня.
Он внимательно посмотрел на Клаудию и спросил:
— Ты беременна?
Она расплакалась.
— А родители знают?
Ее рыдания стали громче. Кристальди сжалился:
— Я поговорю с твоей матерью, а всем остальным скажу, что ты должна ехать по контракту на два месяца в Лондон.
Беременность Кардинале держалась в строжайшем секрете. Через два месяца в лондонском роддоме Клаудия родила сына Патрика. Из роддома она вышла с малышом в одной руке и с чемоданом в другой. «Невесте Италии» по настоянию Кристальди пришлось отдать ребенка родителям и заявить прессе, что у нее появился младший брат. Отец перестал разговаривать с дочерью.
Франко Кристальди стал полноправным «хозяином» Клаудии: ведь он сделал ставку на нее как на актрису. Кардинале не могла ослушаться и вскоре их отношения перешли в другую ипостась: они стали близки. Кристальди дарил Клаудии украшения и подарки, хотя она никогда ничего у него не просила.
«Я оставалась облагодетельствованной им Золушкой…»
Кардинале переживала, что она не имела права открыто любить своего сына. И это было очень тяжело. Кристальди сделал Клаудию звездой, также как Роже Вадим сделал звездой Брижит Бордо, а Карло Понти — Софи Лорен. Вскоре Кристальди усыновил ребенка Клаудии и дал ему свою фамилию.
Только в возрасте восьми лет мальчик узнал что та, которую он считал сестрой, на самом деле его мать.
Тем не менее, Клаудия и Кристальди не жили как семья, у каждого была своя квартира. Хотя ходили слухи, что пара отпраздновала свадьбу. По словам Кардинале, пара устроила свадебную вечеринку, но не вступила в брак.
Кардинале снималась у Феллини, Леоне, Висконти. Ее благосклонности добивались Марлон Брандо, Ален Делон, Марчелло Мастрояни, Роберт де Ниро, Франко Неро. С Жаном-Полем Бельмондо у Клаудии была «дружба с первого взгляда».
Но в то время она не могла доверять мужчинам и вела себя с ними жестко, держа на расстоянии. Многие недоумевали: вроде бы такая милая девушка Клаудия, а отбреет так, что мало не покажется. Кардинале была подчеркнуто сдержанна и обрубала малейший намек на любой близкий контакт.
Завоевать ее сердце смог только один мужчина. Режиссер Паскуале Скуитьери, пришел к Клаудии домой, чтобы предложить сняться в его фильме «Кровные братья».
К тому времени Паскуале успел снять два вестерна под псевдонимом Уильям Редфорд и детектив «Каморра», имевшим огромный успех в Италии. Они с Клаудией были ровесниками. По образованию Скуитьери был адвокатом. Он снимался как актер, работал режиссером, интересовался политикой, пробовал себя в журналистике.
А еще у него были пронзительные синие глаза и Клаудия впервые в жизни влюбилась. Когда Клаудия появилась на съемках и начала вести себя как звезда, Скуитьери заметил:
— Мы вряд ли сработаемся.
К концу съемок стало понятно, что оба они увлечены друг другом. Но Скуитьери дал Кардинале понять, что это не больше чем обыкновенная интрижка. В последний день съемок он, прощаясь прислал для Клаудии в ее отель «Эксельсиор» триста роз на прощание. Она расставляла эти розы в вазы и плакала.
Кардинале знала, что у Скуитьери начинается в Нью-Йорке новый проект: его пригласил продюсер Дино де Лаурентис. Утром Паскуале уехал в Америку, а Клаудия, никому ничего не сказав, отправилась за ним следом. Приехав в аэропорт Кеннеди, она отыскала телефон знакомого итальянца, жившего в Нью-Йорке, и позвонила ему.
По счастливой случайности друг Клаудии тут же передал находившемуся у него в гостях Скуитьери трубку. Паскуале не поверил:
— Ты правда приехала?
— Да, я жду тебя в аэропорту. Забери меня.
Прошел час, другой. Она стояла среди толпы и гадала: придет или нет?
Наконец он появился. Скуитьери подошел к ней с растерянной улыбкой. Клаудия прошептала:
— Я хочу остаться с тобой.
Скуитьери прижал ее к себе:
— Когда настанут трудные дни или возникнут сомнения, всегда вспоминай эту минуту.
Им обоим было по тридцать шесть лет и они понимали, что совершают безумный поступок, который изменит их жизнь. Оба рисковали многим. И оба были несвободны. Клаудия числилась в браке с Кристальди четырнадцать лет, а Скуитьери был официально женат, хотя его брак как таковой превратился в условность.
У Паскуале была жена и трое детей. У Клаудии — всемогущий «муж» и сын-подросток, которого Кристальди усыновил. Но любовь и страсть оказались сильнее долга.
Но Кардинале знала, на что идет. У Паскуале в Америке была походная жизнь, а его багаж состоял из одного чемодана и кинокамеры. Он колесил на стареньком автомобиле, снимая документальный фильм.
Привыкшая за последние годы к роскоши, великолепным нарядам, фешенебельным отелям, Клаудия превратилась просто в спутницу любимого мужчины.
Огайо, Пенсильвания, Индиана… Бескрайние просторы, долины, пшеничные поля, мотели и ощущение безграничного счастья. Здесь не было папарацци, а официантки в закусочной дежурно спрашивали ее:
— Милая, чем ты занимаешься? Вы давно женаты?
Паскуале снимал мир, каким его никто не видел. Так они оказались у лагеря вьетнамских пленных Пенделтон, близ Лос-Анджелеса, не обозначенного на карте. Скуитьери снимал портреты людей, потерянных на чужой земле.
Но пришло время возвращаться в Рим. Объяснение Клаудии и Франко Кристальди было не из легких. Все получилось как в дешевой мелодраме. Услышав, что Кардинале уходит от него, Кристальди принялся угрожать, что отберет сына, который носит его фамилию и называет его отцом, обещал что покончит с собой. Он также пообещал разрушить карьеру Клаудии и Паскуале.
Кардинале переехала в пригород Рима, в дом Паскуале, продала драгоценности, расплатилась с долгами и отказалась от прислуги. Она понимала, что это плата за любовь и свободу выбора.
Что касается угроз Кристальди, то он не шутил: Клаудию перестали снимать на несколько лет.
В кино она вернулась благодаря Франко Дзеффирелли, который пригласил Кардинале в картину «Иисус из Назарета» на роль Марии Магдалины. Съемки проходили в родных для Клаудии местах — Тунис, Монастир. Судьба словно предлагала ей начать жизнь заново.
И она начала… В сорок лет она забеременела и родила прелестную девочку с синими глазами. Паскуале решил назвать малышку Клаудией. Кардинале пыталась воспротивиться:
—Почему? Тебе мало других имен?
— Когда я буду звать Клаудию, вы ко мне придете обе.
Сын Патрик понимал, что с ним поступили неправильно и испытывал комплекс неполноценности. Матери понадобилось много сил и времени, чтобы залечить его рану.
Брак Клаудии и Паскуале продлился сорок два года, до смерти Скуитьери 18 февраля 2017 года в возрасте 78 лет. 15 апреля 2023 года Клаудии Кардинале исполнилось 85 лет.