Сегодня вспомним о советской и российской певице Капиталине Лазаренко, которая обладала редким тембром голоса, легко узнаваемым среди тысяч других. И хотя ее дискография состоит всего из двух сборников официально выпущенных на фирме «Мелодия«, пением артистки восхищались по всему Советскому Союзу и за его пределами.
А песня Лазаренко «Может быть», написаная Эдди Рознером, имела такой успех в Польше, что там даже выпустили знаменитые духи «Быть может…«, которые обожали многие дамы в СССР. Но давайте обо всем по порядку.
Увлекательную историю Капиталины Андреевны Лазаренко (урождённая Шаманова) стоит начать с ее прекрасного имени, которое она получила в честь главной работы Карла Маркса — «Капитал«. Капитолина родилась в селе Танкеевка под Самарой 13 февраля 1925 году в семье простых крестьян.
Свою любовь к музыке она унаследовала от родителей, которые пели в церковном хоре. На детские годы будущей певицы выпало трудное время — голод и безработица побудили родителей переехать в Махачкалу. Но там семье Шамановых был оказан не самый лучший прием.
Вскоре родители были вызваны на допрос в НКВД, где им грозили арестом и чтобы не накалять обстановку было решено бежать. В течение года они скрывались в горах Кавказа, пока дело не закрыли, после чего семья Шамановых смогла вернуться обратно в Махачкалу.
Постепенно жизнь наладилась, в 1943 году Капитолина окончила музыкальную школу и одновременно начала заниматься творческой самодеятельностью при Дворце культуры рыбаков. Как позже она вспоминала об этом времени:
Параллельно прирабатывала в кинотеатрах — пела перед сеансами. Время было тяжелое — война. Пела все подряд: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и песни советских композиторов. Потом меня пригласили в хор Дагестанского радиокомитета, там я впервые и получила свою трудовую книжку
В этот период в жизни певицы произошло два важных события. Капиталина, будучи красивой от природы, на танцах обратила на себя взор лейтенанта Лазаренко, вскоре они поженились и муж ушел на фронт, где сражался за родину. Так у Капиталины в паспорте появился штамп, фамилия мужа и в положенный срок ребенок.
Казалось бы эти события могли поставить крест на будущей карьере певицы, но в то время на гастроли приехал Литовский джаз-оркестр и артистическая Капиталина с прекрасным голосом очаровала их. Вот как она позже вспоминала об этом:
Приехав в Махачкалу литовские музыканты пригласили меня на репетицию. Попросили спеть что-нибудь. Кончилось тем, что я бросила Махачкалу и поехала с ними работать. Приехали в Москву, музыканты своего дома еще не имели — Вильнюс у немцев был. Стали работать. И дали они мне псевдоним: вместо Капиталины — Кити, вместо Шамановой, моей девичьей фамилии — Шимановская.
Так началась концертная деятельность провинциальной девочки, которая мечтала стать певицей. В столице ее ждали нелегкие испытания. Вот как позже она вспоминала об этом времени:
Учебу в Гнесинском училище приходилось совмещать с работой. Приютила меня солистка этого же джазового оркестра Эсфирь Ласкина. Вот кто по-настоящему помог мне в жизни — она и кров дала, и петь учила, и мастерам эстрады меня показала.
Мы тогда выступали в зале им. Чайковского. Неудобно говорить, но был успех. Слухи дошли до начальства, и на один из моих концертов пришла дирекция ВГКО. Тогда еще Всероссийское гастрольно-концертное объединение было, и его руководители ходили на концерты.
Когда закончилась война, оркестр уехал на родину, а Капиталину Андреевну пригласили в Москонцерт, где она начала выступать в летнем саду «Эрмитаж«, перед эстрадными представлениями. Тогда же на нее обратил внимание Александр Николаевич Вернер, который пригласил Лазаренко в свой оркестр. Вот как позже Капиталина вспоминала это время:
Я у Вернера многому научилась. Артист он был, конечно, феноменальный. Он ставил искрометные программы: «Когда зажигаются огни», «Не в бровь, а в глаз», с которыми мы ездили в Одессу, Тбилиси, Ленинград и везде имели успех, вот тогда я и получила признание публики…». Мой муж был кадровый военный, прошел путь от рядового до генерала.
Воевал, был контужен, но, к счастью, вернулся живой. А ведь многим война принесла невосполнимое горе. И я просто не мыслю своего репертуара без песен времен Великой Отечественной.
В тот период Лазаренко исполняла на сцене такие незабываемые песни как: «Гитана«, «Караваньера«, «Вишневый сад«, «Чико-чико«, «Бесаме мучо» и «Мою любовь«.
В 1953 году ее пение услышал Леонид Утесов и пригласил в свою оркестр. Школа Утесова — это синоним качества и все его ученики стали мастерами с большой буквы. Их первой записью стала песенка «Гитана«, которую выпустили на пластинке для патефона в 79 оборотов.
Пением Лазаренко восхищались в Кремле, так, например, Сталин очень любил романсы в ее исполнении, которые ему напоминали о его покойной жене Надежде. А Никита Хрущев в Капиталине Лазаренко души не чаял и называл её любя: «Моя хохлушка«, видимо из-за фамилии мужа певицы.
Творческая биография Капиталины Андреевны обширна, но в тоже время абсолютно недоступна и даже забыта на сегодняшний день. Известно, что какое-то время она пела в оркестре Эдди Рознера. Одним из самых знаменитых шлягеров их совместного творчества была песня “Старый клён«. И даже в пожилом возрасте Лазаренко не прекращала петь и исполняла на большой сцене романсы.
Капиталины Андреевны Лазаренко не стало 7 января 2007 года в Москве. И хотя осталось не так много записей этой выдающейся певицы, её уникальное творческое наследие будут помнить и любить ещё долгие годы.