Евгений Матвеев: «Зрителю нужен положительный герой в кино»

Евгений Матвеев – легендарный советский актер старой школы, создавший в кино плеяду классических образов. Макар Нагульнов в «Поднятой целине», Нехлюдов в «Воскресении», Федотов в картине «Родная кровь», а еще были Брежнев, Пугачев. Евгений Семенович стал первым, кто сыграл Будулая в советском кино.

Матвеев получил хорошую школу актерского мастерства в советских театрах. И однажды, на гастролях в Ленинграде его пригласили сразу в несколько ведущих театров страны.

— Определенного такого места учебы, которое дало бы мне паспорт в жизнь, я назвать не могу. Потому что, приехав на работу статистом в театральную студию в Херсонском театре, мне посчастливилось встретиться с Николаем Константиновичем Черкасовым, который увидел меня в спектакле, и сказал: «Вы мальчик, вам надо учиться серьезно», — рассказывал Евгений Матвеев в 1987 году.

— Мне были дороги его слова. А в это время Александр Петрович Довженко в 1940 году в киностудии создал актерскую школу. Я приехал туда, там уже был второй курс, Александр Петрович взял меня условно. Бывал я на его уроках, но не очень часто, потому что он очень был занят картиной «Щорс».

Окончить школу Матвееву не пришлось. Война. Парни, бросились на фронт. Считалось, что война скоро закончится, и нужно было бросить все силы, чтобы скорее ее закончить и вернуться в аудиторию, чтобы изучать актерское мастерство.

После войны Евгений Семенович стал работать в Тюменском драматическом театре. Это была прелестная школа. Там нужно было напрягать все свои физические и нравственные силы. Таковы были условия в театре.

— Меня заметила Вера Павловна Редлих – выдающийся деятель советского театра. Она руководила театром «Красный факел» и пригласила меня в этот театр работать. И там была школа, в которой я учился. В театре я играл уже ведущие роли.

В 1951 году актер отправился на гастроли с театром в Ленинград. Там он получил приглашение от Георгия Товстоногова, который тогда руководил Театром Ленинского комсомола, от Елены Скоробогатовой получил приглашение в Театр имени Пушкина, от Аллы Тарасовой получил приглашение во МХАТ, от Михаила Царева – приглашение в Малый театр.

— Я выбрал Малый театр, который для меня был символом романтических взлетов. Мне казалось, что это самый великий актерский театр. Это была школа, но самая великая школа для меня – это уроки Михаила Николаевича Кедрова в трехгодичном семинаре по практическому изучению системы Станиславского.

Это я считаю пиком в моем творческом воспитании, вспоминает актер.

На вопрос о том, какой же герой нужен нашему зрителю на экране, актер ответил, что, все-таки, этот герой должен быть положительным, сильным, умеющим вести за собой.

— Зрителю в кино сегодня нужно то, что ему было нужно и вчера, и позавчера. Образец, идеал, положительный герой. Над этим голову ломают десятилетиями и теоретики, и практики. Здесь рассуждениями многое не сделать.

Нужно совершать поступки. Этот герой, по моему мнению, это человек, который отдает себя целиком своему обществу, своей державе. Иначе бессмысленно жить. Что такое Захар Делюгин – это надежный человек. Какие бы не были ветры, этот выстоит, — рассказывал Евгений Матвеев.

Оцените статью
Евгений Матвеев: «Зрителю нужен положительный герой в кино»
Тайный сын Толстого и гениальный разведчик, ставший ненужным на Родине: Загадочный Дмитрий Быстролетов