Со своей будущей женой Хесей Локшиной Эраст Гарин познакомился, когда они оба учились у Мейерхольда. Это было в 20-х годах прошлого века. С самого момента знакомства они все и всегда делали вместе: ставили спектакли, репетировали, отдыхали, грустили и радовались. Хеся относилась к Гарину не только как к мужу, но и как к сыну, брату, она его постоянно опекала, а он принимал ее заботы как нечто само собой разумеющееся.
Она часто болела, много времени проводила в больницах. В такие дни было понятно, что значит Хеся для Гарина. Он сразу становился поникшим, мрачным, начинал худеть и обрастать щетиной.
В кино зрители впервые увидели Гарина в 1934 году, когда он сыграл адъютанта Каблукова в картине «Поручик Киже». В 1936 году Гарин и Хеся сняли экранизацию «Женитьбы» Гоголя, где Эраст сыграл Подколесина. Однако первая популярность в кинематографе пришла к Гарину в 1940 году, когда ему самому уже было 40. Хотя для заядлых театралов Ленинграда и Москвы Гарин уже давно был признанным гением.
В 1935 году случилось событие, которое, казалось бы, должно навсегда развести Гарина и Хесю. В том самом году Мейерхольд и Гарин репетировали «Ревизора». К работе была привлечена редактор – молоденькая Любовь Руднева. Их отношения с Гариным переросли профессиональные – закрутился бурный роман, который продолжался 6 лет. У Рудневой и Гарина родилась дочь, но семьей они так и не стали.
Эраст не смог оставить свою Хесю. Он знал, что разлуку с ним она бы не пережила. Чтобы поставить в этой непростой истории жирную точку и начать жизнь с чистого листа, Гарин и Хеся переезжают в Ленинград. Там Гарина и заприметил драматург Евгений Шварц. В его сказках актер будет блистать и на сцене, и в кино.
Когда Гарину и Хесе нужно было расставаться, он писал ей каждый день, подробно рассказывая, как проводит время. Он описывал каждую минуту без нее и ужасно тосковал.
По рассказам современников, Гарин походил на себя лишь в одной из всех своих киноролей – в роли короля из фильма «Золушка». Когда актера утвердили на эту роль, было отснято уже 80% материала. После этого его вызвало на ковер начальство и попросило пересмотреть концепцию роли, мол, где это Гарин видел таких королей? В жизни их не бывает!
На это актер ответил, что не встречал настоящих королей и сыграть может только сказочного. Так до нас дошла замечательная работа Гарина.
Немного несуразный и наивный в жизни, в работе Гарин был строг. Однажды он снял с роли знаменитого артиста, который и по званию, и по возрасту был старше его. Снял он его с роли за нетвердое знание текста и два небольших опоздания на репетицию.
Сам ж он боялся только свою Хесю. На каждой репетиции, если только Хеся не болела, они были вместе.
С возрастом Гарину доставались в кино роли милых и ворчливых стариков.
В 1966 году во время съемок картины «Веселые расплюевские дни» артист был серьезно травмирован – ему в глаз попал кусок льда. Глаз пришлось удалить. Второй глаз практически перестал видеть. К Концу 70-х он остался не у дел. Больного старика иногда навещали ученики.
Одной из последних работ актера стала роль профессора Мальцева в комедии «Джентльмены удачи». Там его снимали с такого ракурса, чтобы не было видно глазной протез.
Когда Гарин умер, Хеся Александровна сникла. Без мужа она не знала, как жить, и вскоре ушла вслед за ним.