120 лет назад на свет появился выдающийся актёр театра и кино Эраст Гарин. Он родился 10 ноября 1902 года в Рязани в семье лесничего Павла Герасимова и домохозяйки Марии Гариной. Творческие способности маленький Эраст унаследовал от матери — её девичью фамилию он впоследствии взял в качестве сценического псевдонима, под которым и прославился на всю страну.
У будущего актёра перед глазами с детства были примеры успешных и влиятельных женщин: его бабушка по отцовской линии была богатой помещицей, владелицей нескольких усадеб и земельных угодий, а бабушка по матери мастерски играла в карты, так что к ней домой на сеансы преферанса съезжался весь рязанский бомонд.
Впервые побывав в цирке, маленький Эраст был так заворожён волшебным действом, происходившим на арене, что отныне родителям приходилось покупать билеты на представления всех приезжих шапито.
Когда мальчик пошёл в школу, место цирка в его жизни заняло кино: его одноклассник оказался сыном директора кинотеатра и частенько отдавал другу нарезанные кадры из кинолент, которые Эраст восхищённо демонстрировал всей семье с помощью домашнего проектора.
С годами на смену кино пришла безграничная любовь к театру — подростком Гарин устроился в городской театр статистом и начал появляться в небольших ролях в разных постановках.
На гастролях в Москве начинающий актёр познакомился со знаменитым режиссёром Всеволодом Мейерхольдом, который посоветовал талантливому юноше в обязательном порядке получить профессиональное образование.
Гарин прислушался, и вскоре его имя уже значилось в списке студентов Государственных высших режиссёрских мастерских, основанных самим Мейерхольдом. Харизматичный молодой человек моментально стал любимым учеником великого мастера и одним из актёров театра под его руководством.
В стенах Театра имени Мейерхольда Эраст Гарин сумел в полной мере раскрыть свой талант и приобрёл характерный стиль, за который начинающего актёра прозвали «хамелеоном» — так естественно он перевоплощался из одного образа в другой и совмещал разные черты характера внутри одного персонажа. В спектакле «Даёшь Европу!» Эраст играл сразу семь ролей, словно жонглируя характерами на сцене.
В постановке «Мандата», где актёр блистал в образе Гулячкина, критики за один вечер насчитали в зале триста взрывов хохота — именно в те моменты, когда Гарин произносил свои реплики.
Он стал самым молодым в истории отечественного театра исполнителем роли Хлестакова, а признанный король этого образа, знаменитый мхатовец Михаил Чехов остался под таким впечатлением от новаторской игры юного Гарина, что ещё долго рассказывал о гениальном конкуренте всем вокруг.
Ещё будучи студентом, Эраст Гарин женился на красавице-однокурснице с невероятными миндалевидными глазами Хесе Локшиной. Вместе с женой они служили в театре и писали собственные сценарии. Супруги стали последними, с кем разговаривал Всеволод Мейерхольд незадолго до смерти — режиссёра обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу.
В последний вечер они обсуждали дебют Эраста и Хеси в качестве кинорежиссёров — они сняли комедию «Женитьба» по Гоголю. Гарин давно мечтал сыграть Подколесина, считая его самым интересным гоголевским персонажем, поэтому и решил взяться за экранизацию.
Однако вскоре после премьеры картина была запрещена: началась кампания по борьбе с «мейерхольдовщиной», сподвижникам мэтра перекрывали кислород, а все копии «Женитьба» были уничтожены без следа.
В это же время происходили непростые перипетии в семейной жизни Эраста Гарина. Весь театральный мир обсуждал известие о беременности молодой любовницы актёра — писательницы Любови Рудневой, которая была младше Гарина на 12 лет. Эраст по-настоящему влюбился, но испытывал ужасное чувство вины перед женой и не решался разорвать отношения.
Чтобы скрыться от пересудов, супруги уехали в Ленинград, но Гарин продолжал писать любовнице трогательные письма с обещаниями. С Хесей детей у них не было, поэтому, когда на свет появилась внебрачная дочь Ольга, новоиспечённый отец оказался на седьмом небе от счастья и наконец отважился уйти от жены.
Он сделал Рудневой предложение, однако не переставал мучиться угрызениями совести и уже спустя шесть лет вернулся к Хесе. Она приняла блудного мужа и смогла простить ему все обиды. С дочерью Гарин сохранил тёплые отношения — Ольга выросла и стала искусствоведом.
Карьера Эраста Гарина в кино началась ещё в студенческие годы — он предстал в роли адъютанта Каблукова в комедии «Поручик Киже». После этого за худощавым актёром с длинным носом, оттопыренными ушами и пронзительным голосом закрепилось комедийное амплуа. Первая главная роль досталась Гарину в годы войны — он сыграл алчного жениха Апломбова в картине Исидора Анненского «Свадьба» по Чехову.
А на всю страну его прославила роль Короля в сказке Надежды Кошеверовой «Золушка» — после этого он ещё не раз играл королей, в том числе и в знаменитом «Обыкновенном чуде». Среди прочих ярких героев в исполнении Гарина — вахтёр в «Девушке без адреса», немецкий солдат в «Шли солдаты…», профессор-археолог в «Джентльменах удачи».
В последние годы Эрасту Гарину пришлось оставить кино. Всему виной был несчастный случай, который произошёл с актёром — в результате аварии он лишился одного глаза, а второй практически перестал видеть.
Гарин оказался невостребован и сосредоточился на записи радиоспектаклей и озвучивании мультфильмов — именно его голосом говорил ослик Иа в мультфильме про Винни-Пуха. В кадре актёр в последний раз появился в 1975 году — сыграл Василия Порфирыча в киноальманахе «Пошехонская старина».
До самых последних дней рядом с актёром была его жена Хеся. Она давно простила ему обиды молодости и старалась окружить мужа необходимой заботой, несмотря на то, что сама нуждалась в постоянном присмотре. Хеся никогда не отличалась крепким здоровьем: однажды зайдя в гости к Гарину, Валентин Гафт увидел бледную худощавую спящую женщину и решил, что она мертва.
Оказалось, что болезненный вид был для Хеси обычным делом. Когда ей приходилось лежать в больнице, Гарин мрачнел, запускал себя, старел в одночасье. И тем не менее он ушёл из жизни первым — страдая от невостребованности, актёр впал в затяжную депрессию, перестал разговаривать и скончался в 77 лет, не справившись с тяжёлыми переживаниями. Хеся пережила любимого супруга всего на два года.