Элла Фицджеральд: из смотрительницы борделя в королевы джаза

Органы опеки отчаялись вытащить девочку с улицы. Её спас талант. 24 апреля была 106-я годовщину со дня её рождения.

Родиться в бедной семьей в американском захолустье, в 14 лет остаться без мамы, работать в борделе, сбежать из интерната для девочек, жить на улице — как вам такой старт карьеры королевы джаза? Еще одна история про настоящий талант и любовь к своему делу, которые вместе просто обречены на оглушительный успех!

Улица, бордель, интернат

Элла родилась в бедной семье в американской провинции. Отец оставил семью, и, чтобы как-то прожить, мама Эллы переехала в пригород Нью-Йорка. Там она снова вышла замуж, устроилась работать прачкой. Жили бедно, но Элла как будто не замечала этого. Она росла солнечной девочкой, все время смеялась, пела, танцевала. Казалось, она наполнена музыкой.

Счастье кончилось, когда Элле было 14 лет – ее мама умерла от сердечного приступа. Эллу как будто подменили. Она быстро забросила школу, стала пропадать на улице, страшно ссориться с отчимом.. Потом переехала жить к тете и устроилась на первую работу – в бордель, смотрительницей.

Шел 1932 год, времена были суровые. Девочка быстро стала своей среди мафиози и игроков. Органы опеки пытались вытащит ее из этой среды, но она сбежала из интерната для девочек и просто жила на улице. Вытащил ее талант.

Алло, мы ищем таланты

Театр «Аполло» в Гарлеме утроил конкурс для любителей пения и танцев. Она вышла на сцену в каких-то обносках. От волнения голос ей изменил, она остановила пение… но потом собралась и допела до конца. Зрители ликовали. Элла победила в этом конкурсе и получила 25 долларов.

Потом Элла вспоминала: «Однажды, там, на сцене, я почувствовала одобрение и любовь моей аудитории. Я знала, что хочу петь перед этими людьми весь остаток своей жизни».

И — это был ее звездный билет. На конкурсе Эллу приметил саксофонист Бенни Картер. Он рекомендовал ее в популярный джазовый оркестр Чика Уэбба. Чик сопротивлялся: — Мне не нужен подросток. Бенни придумал такой трюк: спрятал Эллу в гримерке Чика и буквально насильно заставил его послушать, как она поет.

Чик слушал с недовольным лицом. Элла исполнила весь свой репертуар, все три джазовые песенки, которые в то время крутили по радио, и Чик так же недовольно буркнул: ладно, возьмём её на завтрашнее выступление в Йель.

Элла была такая славная, что в коридоре за нее болели все девушки из хора. На радостях они сбросились по нескольку монет и побежали покупать ей платье. В Йеле Чик наконец-то разглядел Эллу и сказал, что да, она будет петь с его коллективом.

Новая семья

Элла быстро стала украшением коллектива. Она считала себя еще одним музыкальным инструментом. Она не умела хорошо одеваться и делать интересные прически, другие музыканты все время над ней посмеивались, но Элла не унывала. Она всегда была в отличном настроении, потому что занималась единственным, чем хотела: музыкой.

*

У Чика и его жены не было детей. Они полюбили Эллу и стали называть ее дочерью. Они помогали ей становиться на ноги, занимались ее воспитанием. Она снова нашла себе семью, ее снова любили! Жизнь пошла в гору. Через несколько лет Элла записала пластинку «Желтая корзина» — это была джазовая аранжировка народной песни. Пластинка разошлась миллионным тиражом.

Лучший голос Земли

Критики восхищались голосом молодой певицы. Они писали, что она поет так, что средние песни становятся прекрасными, а отвратительные – хорошими. Эллу наперебой звали в известные оркестры, но она не собиралась уходить от отца – так она называла Чика. Когда Чик заболел, Элла сочинила песню «A‑Tisket, A‑Tasket» — импровизацию на тему детской считалочки.

Песня стала одной из самых любимых и известных, но Чика она не спасла. Он лежал в больнице всего неделю, а когда умер, музыканты попросили Эллу возглавить оркестр.

Во время Второй мировой она со своими музыкантами выступала перед солдатами. Другие джазовые оркестры возглавляли мужчины — Элла и здесь была первой. А после победы ее музыкальная карьера стремительно рванула вверх.

Она стала признанным мастером, лучшей из лучших, настоящей звездой. Элла и часу не училась музыке, но многие музыкальные критики сходились на том, что ей это и не нужно. Что ее голос – самый лучший, самый совершенный из всех человеческих голосов.

Иду в твои объятия

В личной жизни у Эллы все складывалось не так хорошо, как в музыке. В 21 год она выходила замуж за какого-то мутного типа, торговца наркотиками – этот брак был быстро аннулирован. Настоящая любовь пришла, когда певице было уже 29 лет.

Она познакомилась с контрабасистом Рэем Брауном. «Твои руки распахнуты мне навстречу, и я иду в твои объятия. Ты забираешь мои губы, моё сердце. И все это так нежно…»

Любовь, как воздушный шарик, подняла девушку к небу. Она записала свою знаменитую композицию «Как высока луна». В 1948 году они с Рэем поженились и усыновили племянника Эллы, которого назвали Рэем-младшим. Все было хорошо, но потом певица начала понимать, что эта любовь мешает ее главной любви, музыке. Она рассталась с Рэем, но они продолжали сотрудничать.

Элла была рождена, чтобы петь, а не любить мужчину. Она отдала джазу 50 лет, была награждена всеми престижными музыкальными премиями, самые титулованные музыканты считали за честь петь вметсе с ней. В семидесятые годы волшебный голос Эллы резко ухудшился.

В последние годы она жила уединенно, общалась с семьей и соседками, с которыми обожала обсуждать рецепты и домашние дела. Она сильно болела и избегала поклонников и журналистов – хотела, чтобы ее запомнили «мамой джаза». На «бабушку джаза» она согласна не была.

Оцените статью
Элла Фицджеральд: из смотрительницы борделя в королевы джаза
«Он погружал меня в сон и пользовался»