Елизавету Никищихину большинство зрителей помнят по крылатой фразе из популярного фильма «Покровские ворота»: «Высокие, высокие отношения». Но мало кто знает, что она была талантливейшей театральной актрисой, прослужившей в одном театре тридцать шесть лет.
Елизавета Никищихина была «больна театром» и до последнего часа стремилась на сцену, чтобы отдать свой талант и получить взамен благодарность зрителей.
Она родилась в семье инженера-строителя. Его отправили на шесть лет в Восточную Германию в командировку. С собой родители взяли младших двоих сыновей, а семилетнюю оставили в Ярославе с бабушкой.
Когда Елизавета озвучила родителям, чо хочет стать актрисой, то они были категорически против: «У тебя нет ни внешности, ни таланта. Это не профессия для порядочной девушки!», — кричал на дочь отец.
И Елизавета выбрала театр, порвав на долгие годы отношения с родителями. Ее приняли в студию при театре им. Станиславского, а затем пригласили и труппу театра. В это время театр возглавил новый худрук – Борис Львов-Анохин, у которого о 20-летней актрисе Никищихиной сложилось нелестное мнение.
Но Елизавете удалось доказать, что она хорошая актриса, и Львов-Анохин рискнул и дал ей главную роль в пьесе «Антигона» в партнерстве с Евгением Леоновым.
Спектакль произвел фурор, на него мечтала попасть вся театральная Москва. В день, когда его играли, у театра дежурила конная милиция. А Елизавета Никищихина стала знаменитой. В театр им. Вахтангова ее пригласил Рубен Симонов, но она осталась верна своему театру. Антигону она играла двенадцать лет, триста тридцать два раза.
Но никто из партнеров не знал, какую трагедию переживала в то время молодая актриса. У нее был роман с виолончелистом Алексеем Познанским, сыном известных советских музыкантов. Алексей ушел в армию, вернулся в инвалидной коляске — перелом позвоночника. Елизавета трогательно ухаживала за любимым и репетировала Антигону. А через несколько месяцев узнала, что ждет ребенка.
Пришла к Львову-Анохину и тот поставил ее перед выбором — или семья, или театр. Елизавета выбрала театр и перед премьерой спектакля сделала аборт. Врачи вынесли приговор, что у нее никогда больше не будет детей. Познанский ей этого не простил.
После премьеры «Антигоны » Никищихину стали приглашать в кино, хотя и на небольшие роли. Но была и яркая роль — в фильме Алова и Наумова «Скверный анекдот». По мнению критиков, если бы тогда фильм не положили на полку, то судьба актрисы сложилась бы по-другому.
С будущим мужем, отцом своей единственной дочери — Эрнестом Лейбовым — врачом-психиатром, Елизавета познакомилась на гастролях Петербурге. Эрнест — врач-психиатр, влюбился в Никищихину, посетив спектакль «Антигона». Он стал настойчиво ухаживать за актрисой, убеждая, «что они должны быть вместе». И Елизавета решилась попробовать создать «правильную семью». Они поженились.
Через несколько месяцев актрисе предложили в театре главную роль в постановке «Гроза». Но тут вмешалась судьба и дала ей еще один шанс. Елизавета, которой врачи поставили приговор, узнала, что беременна.
И в сложившейся ситуации она выбрала не театр, а ребенка, рассудив, что: «если ради сцены убьет еще одного ребенка, то окажется не в состоянии сыграть эту роль и, возможно, никакую другую». Дочь назвали в честь героини несыгранной роли.
С Лейбовым они вскоре расстались. Оказались слишком разные. Как писала позже дочь Екатерина: «Он тяжелый и эгоцентричный. Она — легкая, искрящаяся». Да и к тому же муж захотел эмигрировать в США, а Елизавета не представляла себя вне российского театра.
Потом в жизни Никищихиной появился Евгений Козловский — диссидентствующий писатель и журналист. Как вспоминала Екатерина — первые несколько лет в семье царила «добрая, хорошая атмосфера». Омрачало «жизнь лишь одно обстоятельство — мама иногда выпивала. Причина была проста: с уходом из театра Львова-Анохина ей почти не давали ролей, которые могли бы по значимости сравниться с Антигоной».
Алкогольные срывы у актрисы следовали один за другим. Козловский пытался помочь, уговорил жену «подшиться», но та продержалась полгода. В итоге Евгений и Елизавета разошлись.
А вскоре актриса рассталась и с дочерью, отправив ее в Америку к отцу. Там она прожила пять лет, а когда семнадцатилетней девушкой вернулась в Россию, то застала мать в печальном состоянии, она все больше погружалась в себя. Депрессия и алкоголь стали постоянными спутниками актрисы.
Мать и дочь постоянно ссорились на этой почве. А когда Катя, будучи студенткой третьего курса литературного института, забеременела, то незадолго до родов пьяная Елизавета выгнала дочь из дома. Помирились мать и дочь только когда родился внук Ваня.
Чтобы у дочери было свое жилье, поменяли двухкомнатную на две однокомнатные. Тогда-то у Никищихиной случилась трагедия. Нетрезвая актриса пустила в дом незнакомых людей, которые ее ограбили, да еще и пытались душить. С тех пор у актрисы начались проблемы с дыханием и глотанием.
После этого случая Елизавета поменяла свою квартиру на коммуналку в центре ближе к театру «и все глубже и глубже погружалась в сво удрученность. Оживала лишь тогда, когда появлялась перспектива что-то сыграть» — в кино или театре. А таких возможностей становилось все меньше и меньше, играла в основном комических или трагических старух.
Заслуженная артистка РСФСР Елизавета Никищихина умерла 28 ноября 1997 года в возрасте пятидесяти шести лет: кусок яблока застрял в дыхательных путях и она задохнулась. Но как в последствии делилась Екатерина:
«Мама ушла потому, что стала не нужна театру, который был ее самой сильной любовью…, потому что питающий ее источник иссяк: ролей не стало».