Елизавета Мартынова. О судьбе грустной барышни с полотна Сомова

«Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги. — писала рассерженная Елизавета Мартынова своему коллеге-художнику Константину Сомову.

Она предлагала ему уничтожить портрет, оставить его у себя или подарить бесплатно в художественную галерею, но он все равно ее не послушал.

Как все начиналось

Елизавета появилась на свет в 1868 году в семье врача. Девочка была увлечена рисованием и родители наняли своей малышке учителя живописи. Успехи были столь приятными, что Елизавета начала мечтать о получении художественного образования. Судьба словно услышав ее мечты сделала их возможными.

Дело в том, что раньше женщины не могли быть профессиональными художниками и лишь в 1890 году Императорская Академия художеств дала добро на то, чтобы представительницы женского пола сдали экзамены по искусству.

22 летняя Елизавета стала одной из 14 девушек попавшей в вожделенную Академию. Там она познакомилась с Константином Сомовым, который стал ее другом.

К сожалению, картин Елизаветы не сохранилось, поэтому показать вам их не могу. Да речь и не о ее работах. Хоть барышня и смогла стать одной из первых девушек, поступивших в Академию художеств, в историю она вошла не как художница, а как смертельно-больная модель, вдохновляющая живописцев.

Елизавета стала жертвой туберкулеза.

Чем все завершилось

В 1896 году Елизавета позировала для собрата по кисти Осипа Браза. К тому моменту она уже была больна.

Изящная, хрупкая и отмеченная печатью смерти девушка на картине привлекала внимание художников. У многих творцов появилась идея запечатлеть выгодную тему. Почему выгодную? Потому что переживания мало кого оставляют равнодушными. Болезнь изображенная на картинах всегда притягивала внимание публики.

Мартынову начали уговаривать позировать. Константин Сомов, близко общающийся с Елизаветой, легко получил ее согласие. Несмотря на то что в жизни девушка старалась изображать жизнерадостность, художник смог ярко передать ее затаенную боль по утекающей из нее жизни. Одна из подруг Мартыновой, глядя на «Даму в голубом», удивленно вопрошала:

Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?

После Сомова Елизавету принялся писать Малявин. Его работа называлась кратко и емко — «Больная».

С каждым днем шансы на излечение таяли. Елизавета, мечтавшая о большом будущем и реализации себя в живописи, осознала что ничего не сбудется.

В 1903 году Константин собирался продать картину «Дама в голубом» коллекционеру Владимиру Гришману, но потом все-таки продал работу Третьяковской галерее. А Елизавета умерла через год. Чахотка поставила крест на ее 36 летней жизни. Сейчас имя Елизаветы вспоминается лишь благодаря портретам, на которых ее успели запечатлеть.

Оцените статью