Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Дуэт длиною в жизнь

Каждый новый год они наряжали елку вместе. Они украшали ее старинными, принадлежащими еще ее маме игрушками, загадывали желания, обсуждали свои театральные дела, смеялись… По традиции елка стояла до ее дня рождения – 1 февраля.

Екатерина Максимова танцевала «Щелкунчик» с 1962 года. Она исполняла партии снежинки, куклы, Маши-девочки, танцевала па-де-труа со своей соученицей и Владимиром Васильевым. Поступив в труппу Большого театра, она стала танцевать партию взрослой Маши.

Была еще одна, неотменяемая традиция – в новогодний вечер они становились волшебниками, и превращали время ожидания полуночи для сотни людей в настоящую сказку. Мы могли их видеть либо на сцене Большого театра в новогоднем «Щелкунчике», или на экранах телевизоров — они, как правило, открывали своим «Голубые огоньки» в праздничную ночь.

Их дуэт стал настолько совершенным, неразрывным и естественным, что везде – и за рубежом, и в России – они стали просто Катей и Володей. Такое ощущение, что каждому, кто видел когда-то их на сцене, они становились родными – близкими и очень доступными. Просто – Катя и Володя.

С человеком, с которым связала всю свою жизнь, Екатерина Максимова встретилась в репетиционном зале хореографического училища. Володя Васильев, белокурый талантливый мальчик — пройдет всего несколько лет, и он станет одним из первых танцовщиков советского балета, а она – поистине его легендой.

Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная балерина, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны – она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.

Поженились они 3 июня 1961 года. То есть только расписались в ЗАГСе: у Кати на следующий день был назначен спектакль. И после ЗАГСа она тут же убежала на репетицию. А спустя неделю пара отправилась на медовый месяц в Париж.

Это было неслыханно по тем временам, но французские кинодеятели решили снять документальный фильм о Советском Союзе «СССР с открытым сердцем» и пригласили Катю и Володю на премьеру. В центре повествования – история молодоженов, артистов балета. С этого незабываемого медового месяца началась история любви длиною в жизнь.

«Да, всякое случалось: и моменты увлечений у меня, и у Володи, наша семейная жизнь не всегда была безоблачной. Но когда приходилось выбирать, решать: сможем ли мы оставаться вместе и дальше, — оказывалось, что у нас есть то главное, что нам всего дороже.

Для меня крайне важно, что при всех различиях в каких-то принципиальных вопросах мы сходимся и понимаем друг друга. Когда мне трудно, Володя всегда рядом; он может быть сильным надежным, и я могу на него положиться. Он может быть мягким и добрым, не стесняется проявить свою нежность», — вспоминала балерина.

Этой паре пройти немало проверок напрочность. Автомобильные аварии, травмы, интриги… Самую тяжелую травму позвоночника балерина получила на репетиции балета «Иван Грозный». Снача ла травма казалась не столь серьезной, и балерина стремилась скорее возобновить работу.

Но такая поспешность привела к еще более страшным последствиям. Артистка оказалась в больнице и была обречена на месяцы полной неподвижности. Доктора так и не могли поставить правильный диагноз, соответственно не могли назначить лечение. Васильев метался по высоким инстанциям, «выбивая» лечение в престижной по тем временам кремлевской больнице. И выбил.

Когда он вошел в больничную палату ЦКБ, Катя лежала на кровати — взгляд в потолок. Увидев его, расплакалась, как ребенок.

— Очень больно, Володя, — прошептала она. — Врачи сказали: хорошо, если вообще ходить смогу. Но о балете придется забыть. Как же так?

Он погладил ее по руке.

— Не думай ни о чем плохом, родная. Ты обязательно вылечишься.

И она вылечилась. Преодолевая боль и бессилие, она упорно продолжала тренировки, день за днем достигая маленьких успехов. В 1975 году, когда силы после травмы начали возвращаться, вдруг оказалось, что Максимова ждет ребенка.

Но сердце ее малыша остановилось — на шестом месяце беременности. Катя не сразу в это поверила. Умоляла врачей: «Проверьте еще, может быть, вы ошиблись!» У них с мужем оказались разные резусы. «А значит, шансы родить нормального ребенка, — сказал врач, — у вас малы».

«Раз я не могу быть матерью, то и балериной мне быть незачем! » — в отчаянии решила тогда Максимова. Но отказаться от балета не смогла. Васильев разработал для нее комплекс реабилитационных упражнений. Год она носила специальный корсет, и разбирала со своим великим педагогом Галиной Улановой партию Жизели заново, словно ученица начальных классов хореографического училища.

И 10 марта 1976 года вышла на сцену: Максимова танцевала Жизель, Васильев – Альбера, а в зрительном зале сидел белый от страха и напряжения доктор Лучков – врач, который поставил Максимову на ноги и пообещал ей, что она будет танцевать. После спектакля вся театральная труппа устроила Васильеву и Максимовой овацию.

Они снова танцевали вместе, они пережили тяжелейшее время, а впереди их ждали новые партии. Успех следовал за успехом, творческие силы росли одновременно с опытом, и казалось, что удачам не будет конца.

Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева стал не только символом Большого театра тех лет, но и воплощением радостного, свободного танца, красоты человеческих тел и движений и искренней неисчерпаемой любви.

«Когда мужчина и женщина столько лет вместе, всякое случается. Мы с Володей очень разные. Я, например, любила гречку, а он не переносил. Я привыкла все делать обстоятельно, а он сразу широким мазком входил в образ. Я приходила на спектакль за три часа — а он так, чтоб едва успеть на сцену».

Журналисты часто задавали паре вопрос об их любимых занятиях на досуге. Васильев говорил о картинах и рыбалке, а Максимова шутила:

«Все свободное время я потратила на разбивание туфель. Уланова подарила мне свой маленький молоточек, и я им на досуге разбивала носы туфель, чтобы пальцы чувствовали пол».

Творческий путь Екатерины Максимовой вел к поиску новых, еще неизведанных возможностей самореализации.

Несмотря на напряженную работу в театре, она всегда стремилась сделать еще больше, найти себя в новых образах – так родились телевизионные роли в фильмах- балетах «Галатея», «Жиголо и Жиголетта», «Старое танго», «Анюта», а также в художественном фильме «Фуэте».

В середине 1990-х в Кремле был устроен «Бенефис» Максимовой. Балерина выходила во втором акте. В конце спектакля часы били полночь, Золушка роняла туфельку и убегала. Тогда появлялся Васильев — в смокинге, лакированных туфлях.

Он брал балетную туфельку в руки. И молчал. Но всем были понятны его чувства к удивительной женщине, которой эта туфелька принадлежит. Но не к Золушке, а к Кате. К каждому из прожитых с ней мгновений. Потом Максимова возвращалась на сцену, Васильев поднимал ее на руки — и на этом спектакль заканчивался. Но впечатление от энергетики этого дуэта оставалось со зрителем еще надолго.

И как несправедливо и жестоко распорядилась судьба, когда апрельской ночью 2009 года сердце великой балерины остановилось, и она ушла, осиротив самых близких людей – маму, Елену Густавовну и мужа, Владимира Васильева.

Оцените статью