«Двойное предательство»

Мария Александровна растерянно переводила взгляд с мужа на заливисто смеющуюся Александру.

Фрейлина откровенно кокетничала с великим князем, не обращая внимание на его супругу. Мария Александровна не могла поверить глазам, ведь Александра постоянно убеждала ее в своей любви и преданности.

Казалось, что муж и Александра ведут себя так, словно находятся наедине. Они беспечно обменивались остротами и завуалированными комплиментами.

Мария Александровна вспоминала, что когда первый раз увидела Александру, то та выглядела, как испуганная серая мышка, дрожащая от громких звуков. Преображение Долгоруковой было колоссальным! Теперь это была дерзкая и самоуверенная придворная дама, умеющая виртуозно вести светские беседы и едко жалящая словами.

Александра появилась на свет в ноябре 1834 года. Она была первенцем в семье князя Сергея Алексеевича Долгорукова и Марии Александровны, урожденной княгини Апраксиной. После рождения Александры мать родила еще десятерых детей. Свою старшую дочь княгиня терпеть не могла и срывала на ней злость.

В 1853 году восемнадцатилетняя Александра была зачислена фрейлиной в штат великой княгини Марии Александровны. Девушку туда приняли из жалости. До императорской семьи дошли слухи, что княгиня избивает дочь и довела несчастную до состояния, похожего на падучую болезнь.

Фрейлина Тютчева описывала Александру Долгорукову:

На первый взгляд эта девушка, высокого роста, худая, развинченная, несколько сутуловатая, со свинцово-бледным лицом, бесцветными и стеклянными глазами, смотревшими из-под тяжелых век, производила впечатление отталкивающего безобразия.

Но как только она оживлялась под влиянием разговора, танцев или игры, во всем ее существе происходило полнейшее превращение.

Гибкий стан выпрямлялся, движения округлялись и приобретали великолепную, чисто кошачью грацию молодого тигра, лицо вспыхивало нежным румянцем, взгляд и улыбка приобретали тысячу нежных чар, лукавых и вкрадчивых.

В Зимнем дворце к княжне Долгоруковой отнеслись с вниманием и деликатностью. Александра со всей страстностью души полюбила свою благодетельницу — Марию Александровну. Великая княгиня не могла оставаться равнодушной к привязанности девушки, и вскоре та стала ее первой фрейлиной.

Несколько лет фрейлина Долгорукова демонстрировала Марии Александровне исключительную преданность. Казалось, что великая княгиня стала смыслом ее жизни, настолько она старалась ей услужить.

Мария Александровна не могла понять, как могло произойти, что ее верная Александра и муж начали поглядывать в сторону друг друга.

Княжна Долгорукова обладала непростым характером.

Высокомерная, молчаливая и мрачная, пренебрегавшая всеми житейскими отношениями, надменная, капризная и своевольная, она умела там, где хотела нравиться, с неотразимым воодушевлением пускать в ход всю вкрадчивость своей гибкой натуры, всю игру самого тонкого ума, полного колкости и иронии.

Очень умная, начитанная, знающая пять языков, Александра любила оказываться вместе с Александром Николаевичем и Марией Александровной.

Постепенно она вошла во вкус странной игры. Княжна кокетничала с великим князем при его жене, заставляла нервничать Марию Александровну, а потом своим ласковым поведением к ней, давала понять, что той все показалось и по- настоящему она любит лишь ее.

Столичный двор разделился на два лагеря. Одни считали, что между княжной Александрой Долгоруковой и великим князем Александром Николаевичем роман, другие уверяли, что ничего подобного.

Однажды днем великий князь Константин Николаевич прогуливался по Царскому селу. Его внимание привлекла фигура брата, едущего в одиночестве верхом на лошади. Следом за ним скакала княжна Александра Долгорукова. И вокруг ни души.

Придя к себе, Константин Николаевич записал в свой дневник:

Заключение из этого нетрудно. Больно

Время шло. Государь Николай Павлович скончался и на престол взошел его сын— Александр Николаевич. Отношения с княжной продолжали носить игривый характер.

В 1859 году княгиня Черкасская писала:

Императрица казалась грустна, что, впрочем приписывается её здоровью. Княжна Долгорукая устраивала картины, в которых участвовала, очень хлопотала. Государь обращал на неё большое внимание, чего она очень искала, вообще заслужила всеобщее порицание, но много способствовала оживлению и веселью

Но к 1862 году интерес Александра Николаевича к Александре полностью иссяк. Видимо, ему наскучило ее тонкое остроумие и он решил выдать девушку замуж.

В мае 1862 года поэт Тютчев писал жене:

Сообщу тебе самую захватывающую новость. Александра Долгорукова выходит замуж! Эта вещь положительная, объявленная, официальная! Но свадьба будет только через полгода

Женихом был Петр Павлович Альбединский. Ни о какой любви между ним и невестой не было и речи. Этот брак устраивался по решению государя, но они ему не противились.

Интересный факт. За одиннадцать лет до этой свадьбы император Николай Павлович хотел женить Альбединского на графине Гауке, забеременевшей от брата Марии Александровны, принца Александра Гессенского. Тогда Альбединский отказался.

В ноябре 1862 года состоялось венчание Альбединского и княжны Долгоруковой.

Александра сильно переживала. Современники вспоминали, что в церкви она стояла заплаканная и несчастная:

Она была горда и чуть не изошла слезами, когда выдавали её за князя, заплатив предварительно его долги в 200.000 рублей! Она почти ослепла. Бедная!

Но если начало совместной жизни было неудачное, то с годами супруги смогли полюбить друг друга и сделать свой брак счастливым. С 1863 года по 1868 год у супругов родилось трое детей:

1. Мария (1863—1928)

2. Ольга (1865—1953)

3. Александр (1868—1959)

В 1880 году Петр Павлович стал Варшавским генерал-губернатором, а Александра первой польской дамой. В 1883 году Альбединский скончался, а его супруга прожила еще тридцать лет. Ее не стало в 78 лет. Она пережила и своего мужа и императорскую чету.

Александра Долгорукова причинила Марии Александровне немало горьких минут, но она была лишь легким увлечением Александра Николаевича, в отличие от своей дальней родственницы — Екатерины Долгоруковой. Роман с Екатериной у императора начался с 1866 года, но это уже другая история.

Оцените статью