Она была обожаема Расулом Гамзатовым и Юлианом Семеновым. Принимала ухаживания Юрия Любимова и Аркадия Райкина. Ею восхищались все, кто знал близко. Одной из самых красивых актрис нашего кинематографа, одной из самых трагических судеб в его истории – Александрой Завьяловой.
В 1971 году после исполнения роли Пистимеи к актрисе пришла слава. Эта роль 35-летней актрисы вовсе не была дебютной: за плечами осталось 12 кинообразов. Причём были и главные роли. Одна из самых заметных – в мелодраме 1960 года «Алешкина любовь», где актриса снималась в паре с Леонидом Быковым.
Но вскоре в её кинокарьере наступило затишье, и роль в картине Ускова и Краснопольского «Тени исчезают в полдень» символизировала возвращение актрисы на экраны после долгого перерыва. Правда, лишь на короткий миг.
Чем был обусловлен этот вынужденный перерыв?
В 1961 году фото Александры Семёновны оказалось в американском журнале «Лайф». Фотографу Филиппу Халсману пришла идея показать на страницах издания самых популярных личностей СССР: в числе прочих на глянце красовался и снимок восходящей звезды кино Александры Завьяловой.
В 1963 году актриса вступила в брак с художником Дмитрием Бучкиным и переехала из Москвы в Ленинград. Вскоре на свет появилась дочка Таня, и о съёмках пришлось на время забыть. Пришлось покинуть и Малый театр, где она служила.
Когда проходил Московский международный кинофестиваль, Завьялова единственная из артистов была приглашена на праздничный ужин в американское посольство, который проводил помощник президента США по особо важным делам Гарриман. Именно ей руководство фестиваля доверило принять у себя дома в Ленинграде делегацию из Италии с Джульеттой Мазина в составе.
Эти факты говорят о том, что общение с иностранцами стало частью её жизни, и актриса не могла видеть в этом что-то предосудительное.
А в 1964 году потребовалось её участие в Московском международном фестивале, и в самолете судьба свела её с американским подданным. Когда Александра почувствовала недомогание, он вызвался принести воды и потом не отходил от неё на протяжение полёта. Утром, встретившись в гостинице, они решили продолжить знакомство и отправились вместе на прогулку.
Их роман продолжался две недели, но разрушил всю последующую жизнь Александры. Она ответила на бурные чувства бывшего адмирала военно-морских сил США, владельца пароходной компании Отелло Черезолли, хотя тот был несвободен. И она состояла в браке. Мужчина в первый же день сделал новой знакомой предложение и настроен был круто изменить жизни их обоих.
Если бы эта встреча случилась в другой стране, женщина отправилась бы за любимым и, дождавшись развода, связала бы с ним свою жизнь. Но в Советском Союзе в каждом иностранце виделся шпион, и актриса, понимая это, старательно скрывала свои новые отношения. Но это ей не удалось.
Через пару недель в отель к Отелло пришли работники советских спецслужб. Он был выслан из Союза и объявлен персоной нон грата. Ему даже не было позволено лететь в Америку через Францию, а лишь через океан на пароходе его собственной компании.
Актриса обрела статус неблагонадёжной и перестала получать предложения о съёмках на столичных киностудиях (правда, случилось несколько главных ролей на Рижской киностудии, Молдова-фильм и Таджик-фильм).
Вероятно, по этой же причине ей не дали досняться в фильме «Вий».
И семейная жизнь закончилась — с мужем пришлось развестись.
Через несколько лет после расставания с американцем актрису вновь накрыло страстное чувство, и вновь к иностранцу – к югославу Мома Кошичу. Это случилось во время съёмок знаменитого сериала «Тени исчезают в полдень».
Он был нежен и участлив, вникал в процесс её съёмок в сериале и помогал во всём. Она собралась за него замуж. Но бывший супруг не дал разрешения на вывоз ребёнка за границу. А ехать без Татьяны она не хотела.
Фильм-эпопея о жизни сибирской деревни, вышедший на экраны в 1971 году, стал последней работой Александры Семёновны перед долгим 20-летним перерывом, после которого в её жизни будет лишь одна работа в кино.
Актриса не смогла пережить своё изгнание из кино и впала в депрессию. 40-летняя женщина лечилась в психиатрической клинике. Перед этим у неё родился сын (актриса никогда не рассказывала, кто был отцом мальчика). Ей пришлось оформить инвалидность. Дочь Татьяну забрал её отец — Дмитрий Бучкин. Сына Дмитрия поначалу оформили в детдом, потом Дмитрий Петрович его усыновил.
Излечиться от недуга актриса так и не смогла. Иногда он отступал, и она возвращалась к нормальной жизни, общалась с людьми…
Дочь Татьяна выросла и стала инженером-дизайнером. Сын работал строителем и всегда жил с ней.
О трагическом уходе актрисы, якобы погибшей от руки сына, трудно писать и не хочется в это верить… Александра Завьялова немного не дожила до своего 80-летия.