Два счастливых года Олега Янковского: от опустившегося пьяницы до писателя-эстета

42 года назад, 18 сентября 1982 года, на киностудии «Ленфильм» завершились съёмки лирической трагикомедии «Влюблён по собственному желанию».

По воспоминаниям режиссёра Сергея Микаэляна, он долго не мог найти актёра на главную мужскую роль. И если Евгения Глушенко была утверждена одной из первых, то Олег Янковский появился в фильме, когда на другие роли почти все актёры уже были подобраны.

Оператор Сергей Астахов вспоминал, что проб было очень много. Начиная от Александра Абдулова и Бориса Щербакова и заканчивая малоизвестными актёрами из разных провинциальных театров. Среди возможных кандидатур были такие популярные актёры, как Валентин Смирнитский, Владимир Трещалов, Михаил Боярский, Александр Потапов, Евгений Киндинов и многие-многие другие.

Олег Янковский тоже участвовал в пробах, но вначале режиссёру не приглянулся. Микаэлян посчитал его слишком субтильным и сутулым для недавнего спортсмена из большого спорта. Но в итоге режиссёр выбрал именно его. Янковский выгодно отличался от других наличием тонкой самоиронии и чувством юмора, которые были необходимы в этой роли.

Также за него просила уже утверждённая Глушенко, которая считала, что опустившегося пьяницу с таким богатым и интересным прошлым, как у Брагина, из всех претендентов лучше всех сможет сыграть только он.

По поводу его сутулости сомнения у Микаэляна тоже отпали, когда одна из помощниц показала ему документальные кадры с велосипедистами-спортсменами мирового уровня. Многие из них в обычной жизни тоже заметно сутулились.

И режиссёр с этим выбором не прогадал. Он знал о широком актёрском диапазоне Янковского после совместной работы в фильме «Премия». Олег Иванович смог убедительно и в эмоциональном плане очень точно показать трансформацию человека сначала от вершины до дна, а потом уже фактически из точки невозврата обратно к свету.

Правда, не обошлось без сложностей. Оказалось, что Янковский, выросший в семье заводских рабочих, сам на заводе никогда не был. И режиссёр отправил его на короткую стажировку в заводской цех, где он постигал азы работы станочника. И научился работать на заточном станке, что потом в фильме продемонстрировал.

Олег Иванович позже с удовольствием вспоминал работу в этом фильме и считал роль Брагина для себя настоящим подарком. Он признался, что герой по многим чертам характера был ему близок, поэтому никаких проблем с ролью у него не было.

Микаэлян тоже считал своей главной удачей выбор Янковского. И даже когда во время съёмок актёр был вынужден вместе со своим театром выехать на гастроли, то режиссёр, взяв с собой необходимых членов съёмочной группы, выехал вместе с театром, чтобы не терять время.

Например, сцены с Янковским «на картошке», на сеновале и т.д., были сняты в Волгограде, где Ленком несколько дней давал гастрольные спектакли.

В 1994 году, когда актёр отмечал свою полувековой юбилей, он назвал 1982 и 1983 годы самыми счастливыми в своей карьере. Олег Иванович сказал, что в эти годы он снялся в трёх своих самых любимых фильмах: «Влюблен по собственному желанию», «Полёты во сне и наяву» и в «Ностальгия» у Тарковского.

Не удивительно, что после таких заметных ролей Олег Янковский, по опросу журнала «Советский экран», стал лучшим актером страны.

О фильме Тарковского он позже сказал, что на съёмках финальных сцен, чуть сам не сошёл с ума. Настолько режиссёр смог окунуть его в трагический образ русского писателя Горчакова. Но зато получил огромное творческое удовлетворение.

Оцените статью
Два счастливых года Олега Янковского: от опустившегося пьяницы до писателя-эстета
50 лет брака с мудрой женой и роман длиной в сорок лет: культовый певец советской эстрады Леонид Утесов и его мысли о прожитых годах