21 января 1927 года родился французский кутюрье Юбер де Живанши. Во многом он стал популярным потому, что одевал — сначала в кино, а затем и в жизни — великолепную Одри Хепбёрн, которая была его лучшей моделью и музой. Набиравшая известность актриса и начинающий дизайнер сделали друг друга звёздами.
Их тёплая дружба продлилась 40 лет. В своих мемуарах она отвела ему главу под названием «Друзья навека»». Предлагаем проследить их дружбу на примере создания костюмов актрисы, ставших легендарными.
«Сабрина»
Одри Хепберн и Юбер де Живанши познакомились в Париже в 1953 году, когда шла предварительная работа над фильмом. Костюмером ленты была Эдит Хед, получившая десятки номинаций на «Оскар» и несколько их самих.
Она предложила актрисе самостоятельно подобрать себе наряды, ведь по сюжету главная героиня фильма, небогатая и неуклюжая девушка из США, уезжает в столицу моды учиться и возвращается домой блистательной красавицей.
Когда Одри сказала, что выберет себе что-нибудь у Юбера де Живанши, Хед удивилась — модельер еще не был знаменит — и спросила, почему, и актриса ответила: «Я видела его модели, они точь-в-точь такие, как я ношу сама».
На тот момент фильмография актрисы насчитывала около десяти картин. «Римские каникулы», сделавшие Одри звездой первой величины, лишь готовились к выходу. И когда Юберу сказали, что его ожидает «мисс Хепберн, актриса», он решил, что речь об ее оскароносной однофамилице Кэтрин. Увидев другую Хепберн, Живанши не обрадовался.
Он был страшно занят подготовкой своей первой личной коллекции, поэтому отмахнулся от гостьи, предложив ей самостоятельно подобрать что-то из готовой одежды. И Одри Хепберн не оплошала.
Среди вещей, на которых она остановилась, был костюм, в котором героиня приезжает домой из Парижа, черное платье для коктейля с вырезом-лодочкой и бантиками на плечах. Но главным нарядом фильма стало платье, в котором Сабрина появляется на семейном вечере по возвращении из французской столицы — белое, вышитое черным шелком, со съемным шлейфом.
Фильм «Сабрина» вошел в историю моды благодаря таланту дизайнера и тонкому вкусу его поклонницы. Он получил «Оскар» — за лучшие костюмы. Статуэтку с радостью приняла Эдит Хед, даже не упомянувшая Живанши в своей речи.
Но это с лихвой компенсировала сама актриса: в каждом интервью Хепберн непременно говорила о том, что ее наряды созданы молодым парижским модельером Юбером де Живанши. Благодаря этому у него появилось множество новых клиентов и заказов, имя Юбера было на слуху и это помогло ему очень быстро обрести популярность в мире моды.
Когда Одри приехала в Париж, чтобы лично извиниться перед дизайнером, Юбер стал благодарить ее за обрушившуюся на него популярность. С этого дня и до момента, пока смерть Одри Хепберн не разлучила их, они оставались лучшими друзьями и творческим дуэтом.
Уже через год после знакомства модельера и актрисы, в его ателье появился манекен Хепберн. На нем он создал платье, в котором актриса получила свой первый «Оскар» за роль в легендарных «Римских каникулах».
Впоследствии не было ни разу, чтобы наряды, создаваемые на именном манекене, приходилось подгонять. Как не пришлось ни разу переделывать и сам манекен, ведь актриса сохраняла миниатюрную фигуру на протяжении всей жизни.
«Забавная мордашка»
Фильм 1957 о том, как продавщица из книжного магазина стала лицом модного журнала, был будто о самой Одри Хепберн. Ведь она тоже была интеллигентной девушкой, неожиданно для себя ставшей законодательницей мод.
Один из самых запоминающихся нарядов из этого фильма — алое платье с воздушным шарфом, обнажающее плечи и руки актрисы. В нем она бежит по лестнице, раскидывая руки, словно богиня победы Ника.
Также для ее героини Юбер де Живанши создал свадебное платье. Этот образ принцессы с оригинальной фатой и платьем с пышной юбкой длиной до середины икр по сей день цитируют дизайнеры и современные невесты.
На этот раз Юбер де Живанши все же получил «Оскар» — правда, разделив его все с той же Эдит Хед.
«Завтрак у Тиффани»
Фильм «Завтрак у Тиффани» стал визитной карточкой Одри Хепберн, а визитной карточкой ее героини стало черное платье, созданное Живанши для легкомысленной и ранимой Холли Голайтли. Это один из самых легендарных нарядов Голливуда. В 2006 году платье было продано на аукционе почти за $1 млн.
Другой знаменитый образ Холли — ярко-оранжевое пальто. Именно в нем она заходит в магазин украшений с десятью долларами в кармане и впервые целуется с Полом.
А бежевый тренч, в котором Холли Голайтли ищет своего кота под дождем в финале фильма — культовая вещь, которая по сей день не выходит из моды. Все это было воплощением революционных идей дизайнера.
«Как украсть миллион»
Во время съемок Одри Хепберн было 36 лет. Живанши заявил, что ее героиня будет выглядеть как стиляга. Даже полностью доверявшая модельеру Хепберн не была уверена в жизнеспособности его идеи, пока не увидела эскизы. Актриса решила, что даже если съемки сорвутся, она закажет наряды для себя лично.
И, хотя фильм удался, благодаря сюжету и актерской игре, некоторые ходили смотреть его в кино снова и снова лишь для того, чтобы разглядеть наряды от Живанши.
«Такие фильмы не получают «Оскаров», но становятся любимыми на долгие годы», — впоследствии напишет актриса.
За кадром
Первый аромат бренда Givenchy — L’interdit (что переводится с французского как «запрет») — был создан специально для Одри Хепберн, которая мечтала о собственном парфюме. Живанши подарил первый флакон актрисе лично в январе 1957 года.
«Эти духи для тебя, Одри. Пока они будут только у тебя, если, конечно, понравятся. В продажу поступят только в декабре», — сказал он. И хотя модельер хотел запустить духи в широкое производство, Одри попросила его не делать этого, и он не мог отказать своей музе: семь лет ароматом пользовалась только она.
В 1960 году, когда Одри родила первого ребенка, он сшил наряд для крещения не только для молодой матери, но и для малыша Шона, а также стал его крестным отцом.
Даже развелась с первым супругом, Мелом Феррером, Хепберн из-за Живанши. За спиной у жены Феррер вместе с ее агентом решили, что она слишком много рекламирует модный дом, ничего не получая взамен. Ничего не сказав Одри, они поговорили с финансистом марки. В результате Юбер лично позвонил Одри и пообещал заплатить ей, а также и заключить на будущее договор.
Она не понимала, о чем идет речь, а когда Живанши ей все объяснил, зашлась в рыданиях. «Я лепетала, что ничего об этом не знала, что никого о таком не просила, что вообще не желаю разговаривать на тему денежных отношений между нами, просила оставаться моим другом, и только другом…» — писала в воспоминаниях она. Больше они об этом никогда не вспоминали.
Но мужу, как и агенту, Одри не простила попытку вмешаться в ее дружбу. На правах друга Живанши отговаривал Хепберн выходить замуж за собственного психиатра Андреа Дотти, у которого она лечилась от депрессии. Но принял ее выбор и даже создал свадебный наряд — короткое розовое платье с платком вместо шляпы или фаты.
Юбер де Живанши всегда был рядом с Одри Хепберн. Не оставлял он её и во время болезни — в свои последние месяцы актриса страдала от рака толстой кишки и мучилась от страшных болей.
Юбер вел себя рядом с ней как обычно, но оставшись наедине часто плакал: он страдал из-за ее страданий, а также понимал, что Одри умирает, а он не в силах сделать ничего, что могло бы ее спасти или хотя бы задержать в этом мире.
Одри Хепберн не стало 20 января 1993 года. После смерти своей музы и лучшей подруги Юбер де Живанши перестал работать. Одри будто забрала с собой все его вдохновение. В 1995 он передал управление модным домом своему преемнику и уединился в загородном доме.
Лишь в 2015 году он нарушил своё многолетнее молчание, издав книгу эскизов тех костюмов, что создал для актрисы и ее героинь, а также организовал выставку, на которой были представлены как наряды самой актрисы, так и костюмы ее героинь.
Юбер де Живанши пережил свою любимую подруга на 25 лет. Кутюрье не стало 10 марта 2018 года. Вместе они изменили взгляд не только на моду, но и на костюмы в кино.