Догнать мечту: как девушка из Кремоны покорила Испанию

Король сам подвел ее за руку к молодому дворянину. Всё было понятно без слов: теперь Софонисбе следовало выйти замуж за этого мужчину. Ей давали 12 тысяч скудо и… словно в подарок, знатного мужа. Это была щедрая плата испанского государя за талант итальянской художницы.

Шесть художниц

Семь детей и только один мальчик! Амилькаро Ангишлолла тяжело вздыхал, но смирился с судьбой. «Мы должны постараться хорошо выдать их замуж», — решил он. Поэтому в Кремоне, где жила семья, начали подыскивать лучших учителей.

Знатных и симпатичных девушек было много. Но чтобы они еще и отличались образованностью… Софонисба, как и ее сестры, принялась штудировать математику и историю, проводила часы в танцевальном классе и рано заговорила на трех языках.

Но больше всего сестрам Ангишолла удавалось рисование! Елена, Лючия, Европа и Анна-Мария поражали талантами своего педагога. У задумчивой Минервы получались прелестные пейзажи, к которым она умудрялась обязательно приложить маленькое стихотворение. Это был «ключ» к пониманию того, что она нарисовала.

А Софонисбу, самую старшую, рожденную в 1532 году, учитель выделял особо.

— У этой девушки дар! – восторженно говорил он отцу. – Если она будет заниматься живописью, она достигнет невероятных результатов!

Когда ей было тринадцать, Софонисба взяла с родителей обещание: они не отдадут ее замуж, пока она сама не решит, что готова к этому. Позже писательница Вирджиния Вульф скажет: «Невозможно сколотить состояние и родить тринадцать детей».

О том же думала и Софонисба. Куда больше, чем семейные узы, ее интересовала живопись. Родные не стали возражать. Тем более, что другие дочери были куда более покорны.

Ранний успех

Анна-Мария и Европа забросили кисти и краски, когда их повели под венец. У них началась размеренная жизнь хозяек больших домов… Елена, самая ранимая из всех, ушла в монастырь. А романтичная Минерва продолжила сочинять стихи… Еще одну из девушек, Лючию, считали очень перспективной художницей, но она рано угасла… Только Софонисба упорно продолжала свое дело.

В двадцать два года она отправилась в Рим и решила показать свои работы не кому-то, а самому великому Микеланджело! И он, внимательно посмотрев на рисунки Софонисбы, дал им очень лестную оценку. С той поры девушка брала уроки у гения, а еще он похлопотал о ней перед семьей Медичи, одной из самых богатых в то время.

В итоге герцог Козимо сделал Софонисбе заказ, который щедро оплатил. Теперь художница твердо стояла на ногах: она могла сама зарабатывать себе на жизнь и не зависеть ни от мужа, ни от родителей!

Впрочем, отец Софонисбы решил, что надо ковать железо, пока горячо. Он тоже переехал в Рим и стал, фактически, рекламным агентом своей дочери. Он рассылал ко дворам правителей рисунки Софонисбы и предлагал ее услуги.

А она к тому времени создала несколько превосходных работ! «Портрет сестер, играющих в шахматы» до сих пор считается одним из шедевров эпохи Возрождения. Стало ясно, что именно в портрете Софонисба особенно хороша. Своих собственных автопортретов она создала… шестнадцать! Потихоньку к ней приходила слава.

«Женщине пристало быть не только талантливой, но и добродетельной, — говорил отец. – Тебе все-таки нужен муж. Он станет твоим защитником, когда я умру. Да и оградит от сплетен».

Она соглашалась. Шестнадцатый век – мужской век! Женщина мало что могла сделать самостоятельно. Но откладывала вопрос о замужестве все дальше и дальше…

Испанское счастье

В 1558 году Софонисба написала портрет герцога Альбы, а тот, в свою очередь, порекомендовал художницу испанскому королю. Приглашение последовало незамедлительно! И вот уже Софонисба запаковала вещи и выдвинулась в Мадрид…

В ту пору там правил король Филипп II. Он женился на юной французской принцессе и буквально боготворил ее. Елизавета Валуа, одна из признанных красавиц своего времени, стала первой моделью для Софонисбы. Несмотря на свое высокое положение, королева очень тепло и по-дружески относилась к Софонисбе.

Среди всех прочих придворных дам только итальянская художница могла запросто болтать с Елизаветой Валуа, и она очень ценила эту близость. А потом Софонисба писала портреты самого короля, его сына, его родственниц…

Художница трудилась, не покладая рук. Но, к большому сожалению, ни одна из работ этого испанского периода не была подписана. И как раз поэтому в более поздние эпохи их начали приписывать другому авторству.

К несчастью, молодая и прекрасная королева умерла спустя 9 лет после свадьбы. Софонисба горько оплакивала свою подругу и подумывала уехать из Испании, но ее остановил король. Филипп II попросил Софонисбу задержаться, сделать еще серию портретов (тем более, что он вскоре снова женился), а потом в качестве признательности за работу художницы, назначил ей пенсию в 1000 дукатов.

— И я сделаю вам другой подарок. – пообещал он.

Что это был за подарок, Софонисба узнала в мае 1573 года. Филипп II лично подвел ее к дворянину Фабрицио Монкада Пиньятелли. Он принадлежал к славному роду, и возражать было бы неуместно. Кроме того, Софонисбе выделили приданое в 12 тысяч скудо. Так что 5 июня состоялась церемония венчания, на которой присутствовал и король.

Уже после всего этого Софонисба и ее супруг покинули Мадрид и переехали в Патерно. Говорили, что у них оказался очень гармоничный союз, но в апреле 1578 года Фабрицио погиб. И тогда Софонисба решила, что с нее хватит скитаться по миру. Она возвращается в родную Кремону!

Судьба свела их вместе

Отца уже не было в живых, мать умерла в тот год, когда Софонисба писала портрет Альбы. Но зато в Кремоне оставались Елена и Анна-Мария, а еще брат. Это была трогательная встреча с юностью…

Но произошла и еще одна невероятная встреча: плывя на корабле в сторону Ломбардии, художница познакомилась с капитаном Орацио Ломеллино. Удивительно, но он слышал имя Софонисбы и был очень польщен честью, которая ему выпала – перевезти эту незаурядную женщину.

Позже Орацио стал ухаживать за Софонисбой, и эти отношения увенчались еще одной свадьбой. Дело в том, что капитан дал невесте слово: он никогда не будет препятствовать ее работе! Этого мужа подарила ей сама судьба…

В их доме, действительно, была создана мастерская для Софонисбы, где она создала еще множество прекрасных работ. Гонорары художницы росли, и она стала материально поддерживать и своего брата, и сестер, и их семьи.

У самой Софонисбы не было детей, но имелись многочисленные крестники, каждый из которых получил, впоследствии, частичку ее состояния. Очень доверительные отношения установились у художницы с пасынком, сыном Орацио.

Но годы часто бывают беспощадны. Со временем Софонисба ослепла. В 1620 году она создала свой последний автопортрет и больше уже не притрагивалась к краскам. Но четыре года спустя охотно давала уроки Антонису ван Дейку, который приехал выразить ей свое почтение.

Она умерла 16 ноября 1625 года в своем доме. Талантливая, получившая признание при жизни, и удивительная по своей сути – ведь в тот мужской век женщины-художницы были, скорее, исключением…

Оцените статью
Догнать мечту: как девушка из Кремоны покорила Испанию
«Эту кровать посещали чаще, чем Эйфелеву башню» — судачили парижане