Девушка в кимоно. Печальная судьба юной натурщицы, навечно оставшейся на картинах и старых фотографиях

В 16 лет она начала позировать знаменитому художнику. А в 22 года ее похоронили вдали от родного дома. Портреты молодой девушки посетители сегодня видят в лучших музеях Европы. Ее имя — Гизье Квак (Geesje Kwak) (1877-1899). Но гораздо чаще называют — «Девушка в кимоно».

Случайная встреча с ищущим вдохновение художником тогда не принесла ей славы и богатства. А сегодня натурщице посвящают выставки и продают ее изображения за огромные деньги.

Знаменитый голландский художник-импрессионист Георг Хендрик Брейтнер (1857-1923), друг Ван Гога, и одновременно модный фотограф, в 1893 г. познакомился на улице с продавщицей дамских шляпок 16-летней Гизье Квак.

Брейтнер только что перенес тяжелую глазную инфекцию, едва не лишился зрения и пребывал в подавленном состоянии и творческом кризисе. Молодая девушка с детским невинным лицом и нехарактерной для той эпохи стройной фигурой, вдохновила художника, подарила ему идеи для творчества.

Далее — картины Георга Хендрика Брейтнера.

В 2016 в Амстердаме состоялась тематическая выставка «Брейтнер: Девушка в кимоно», ставшая событием художественной жизни Европы. Впервые в одном месте собрали все известные и предполагаемые изображения Гизье Квак из разных коллекций, сделанные Георгом Брейтнером:

20 картин, 15 рисунков и 15 фотографий.

13 из 20 картин изображают юную Гизье Квак, одетую в кимоно разных цветов. Красное, белое или синее. В разных позах и с разными выражениями лица. Словно автор сделал несколько фотоснимков модели, а потом рисовал по ним картины.

Почти так и было на самом деле. Брейтнер, действительно сначала фотографировал модель в кимоно. Потом выбирал наиболее удачные снимки и переносил их на холст. Но писал не с фотографии. Гизье Квак лично позировала в том положении, которое понравилось художнику.

Почему именно в кимоно? В конце XIX века в Европе мода на искусство Дальнего Востока. Китайские вазы и японские гравюры стали непременным атрибутом убранства богатых домов. Символом роскоши. А художники в восточных шедеврах черпали вдохновение.

В европейской живописи того времени сложилось целое направление – японизм. Многие великие мастера, например, Ван Гог, использовали японскую эстетику в своих работах.

Брейтнер увлекся японским искусством примерно в тоже время, когда познакомился с Гизье Квак. Вот почему на большинстве работ девушка облачилась в кимоно. Лучшей картиной в этой серии современные критики признают одну из версий «Девушки в белом кимоно».

Серия девушек в кимоно не пришлась по нраву голландской публике конца XIX в. От художника требовали более привычные виды Амстердама и всегда популярные натюрморты. На долгие годы о картинах с Гизье Квак забыли. Они пылились в запасниках музеев.

Пока в 2003 на аукционе одна из версий «Девушки в красном кимоно» не была продана за 582 тысячи евро. Сегодня портреты из серии «Девушка в кимоно» искусствоведы оценивают в несколько миллионов долларов, что сопоставимо по цене с ранними работами Ван Гога.

Но не всегда Брейтнер на первый план выставлял японские наряды. Существует единственная картина, где художник изобразил свою натурщицу и без кимоно, и вообще без одежды.

Естественно биографы Брейтнера не могли не задаться вопросом:

Какие отношения связывали достаточно взрослого художника и его юную модель? Между ними почти 20-летняя разница в возрасте.

Но ничего предосудительного обнаружено не было. Сохранились записи Брейтнера, где он скрупулезно фиксировал время позирования Гизье Квак и выплаты за это, что подтверждает сугубо деловой характер их отношений.

В 1895 г. семья Квак в поисках лучшей доли эмигрировала в Южную Африку. Последние картины японской серии Георг Брейтнер дописывал по ранее сделанным фотографиям натурщицы.

Оцените статью
Девушка в кимоно. Печальная судьба юной натурщицы, навечно оставшейся на картинах и старых фотографиях
«Терпи, деваться некуда»