Даша Булавина из экранизации знаменитой романа А. Н. Толстого 1977г. не входит в число моих любимых героинь по ряду причин. И об этом я уже писала как-то. И вместе с тем не устаю восхищаться высокой художественности воплощения этого женского образа в талантливом многосерийном фильме «Хождение по мукам».
Режиссером этого фильма был Василий Ордынский. Создать экранизацию знаменитого романа о судьбах русской интеллигенции в эпоху социальных потрясений было его давней мечтой. И потому с особой тщательностью относился он к выбору актеров.
Для многих было странным, что на одну из главных ролей опытный режиссер утвердил никому тогда неизвестную студентку ГИТИСа Ирину Алферову. Однако Василий Ордынский знал, что делает. И оказался прав.
Дело в том, что именно благодаря образу Даши режиссеру удалось раскрыть свое собственное видение толстовского романа. Показать на экране историю о том, как изнеженный, неизъяснимо прекрасный, погруженный в витиеватые рефлексии «серебряный век» столкнулся с революцией и какие муки пришлось пройти…
Да, Даша – это олицетворение «серебряного века».
При этом она живая и реальная и далеко не идеальна. Если разобраться, то самое совершенное, что в ней есть, – ее оболочка. Обескураживающая красота. А вот за этой самой оболочкой много такого, что трудно, порой, понять, принять, вынести.
По крайней мере, среднестатистическому человеку. Конечно, с Телегиным Даше крупно повезло: он-то ее понял, оценил и принял, потому что единого звучания с ней оказался… Потому что по-настоящему полюбил. А вот все остальные….
Уже в первой серии фильма можно составить психологический портрет Даши. И он будет далек от лицеприятности. Ведь перед нами холодная, отстраненная от мира сего барышня, погруженная только в собственные переживания – до безудержного самокопания.
Даша занята поиском себя, все остальное для нее не так уж важно. Иной раз она надменна и ведет себя так, будто окружающие ее люди – просто ее подданные. Все это, конечно, можно поначалу воспринять как юношеский максимализм. Но и в последующем развитии сюжета Даша мало меняется.
Что в ней, действительно, подкупает так это искренность и совестливость. Ведь Даша сама от себя мается, себя саму не любит. И бесконечно мучается от чувства вины, от раскаяния, от несовершенства и жестокости окружающего мира….
Вот в этот-то и есть вся соль образа Даши! Такой натуре, как она, муки просто необходимы. Они не испытание, – скорее, смысл. Как и для всей русской интеллигенции. Для которой, как мы помним, священен постулат Достоевского: лишь в страданиях рождается величие души.
Вот такой сложный, неоднозначный образ пришлось воплощать на экране юной Ирине Алферовой.
И Даша ей удалась! Может, потому что актриса в свои юные годы и сама была очень похожа на героиню Алексея Толстого. И, кстати, Ирина Ивановна никогда это и не скрывала. Например, признавалась, что в молодости страдала неким высокомерием, была идеалисткой и искренне считала, что святое искусство – это только театр, а кино – полная пошлятина и разврат.
С такими мыслями и пришла на пробы к режиссеру «Хождения по мукам». А Василий Ордынский все это угадал по выражению лица прелестной студентки и потом признался ей: «Когда ты вошла и посмотрела на меня, я понял, что вошла Даша». И потом объясняя Алферовой творческую задачу, предложил ей…. найти Дашу в себе. Попытаться не сыграть ее, а прожить.
И, конечно, Алферову на роль Даши утвердили благодаря невероятной внешности. Режиссер не скрывал своего искреннего восторга по поводу ослепительной красоты начинающей актрисы, говорил своим ассистентам: «Какой у неё нездешний взгляд! Будто из серебряного века». Утверждают даже, что Ордынский был платонически влюблен в Алферову….
Масштабный 13-серийный фильм «Хождение по мукам» снимался почти пять лет. И все эти годы Алферова была только Дашей. Режиссер взял с нее клятву не играть в театре, не сниматься параллельно у других режиссеров (а предложения поступали и от Леонида Гайдая, и Григория Чухрая).
И все для того, чтобы не расплескать образ, полностью в нем раствориться. Наверное, жестко. Зато результат превзошел все ожидания.
Ведь Даша Ирины Алферовой многими признана классическим экранным воплощением героини романа Алексея Толстого: ослепительно прекрасной, сложной, недоступной и загадочной женщиной ушедшего века.