«Камера! Мотор!», — скомандовал Леонид Гайдай. «Берите Светина крупным планом». Но Михаил Светин оборвал его на полуслове. «Ничего подобного. Тут надо меня снять издалека». На площадке все ахнули. Указывать самому Гайдаю. Как Светин посмел. Да кто он вообще такой?
Михаил Светин был одним из самых неудобных актёров в нашем кино. Он постоянно со всеми ругался. Рост Светина был всего 152 сантиметра. Но при этом он ощущал себя выше многих. Да и в семейной жизни Светин был настоящим домашним тираном. Совсем не похожим на своих экранных героев подкаблучников.
Именно из-за этой привычки делать всё наоборот Михаил Светин набил себе кучу шишек и испортил отношения со многими именитыми режиссёрами. Михаила Светина не один из его многочисленных типажей в заложники не взял.
Выше всех!
Страна узнала его имя, когда актеру было уже за сорок. В 1975 году Георгий Данелия пригласил Михаила Светина на роль водителя Воронкова в картине «Афоня». Данелия отнесся к Светину по-отечески, лично встретил на вокзале в Ярославле, проследил, чтобы достойно устроили в гостинице.
А вечером за бутылкой коньяка мужчины обсудили завтрашние съёмки сцен. Актер внимание к собственной персоне расценил как само собой разумеющееся. А когда режиссер попросил его задержаться на съемках на день, никому еще тогда не известный артист и вовсе включил звезду.
Вместо того, чтобы поискать компромисс, заявил, что он свое уже отработал и вообще у него важные съемки в другом городе. Вся съемочная группа недоумевала. Как этот маленький, чудаковатый человек со смешной дикцией может закатывать истерики великому режиссеру.
Откуда в нем столько спеси. Данелия рассвирепел и сказал ассистентам, чтоб они забыли фамилию этого наглеца.
Да ладно Данелия, тут сам Гайдай!
Михаил Светин сменил множество театров. Работал в Камышине, Кемерово, Иркутске, но ни где подолгу не задерживался. А прославился актер в первую очередь в кино. Одну из первых заметных ролей он сыграл у Леонида Гайдая в фильме «Не может быть». Режиссеру понравился типаж.
Гайдай любил, когда актеры что-то предлагают, даже ставил коньяк за особенно удачные шутки. Но на съемках Светин не импровизировал, а постоянно спорил. Он считал, что его небольшую роль надо играть не так как задумал режиссер.
Съемочная группа была измучена бесконечными скандалами. А Гайдая и вовсе трясло от бешенства. Он приветствовал остроумные идеи, но не терпел самоуправства.
Бесконечные конфликты
У Михаила Семеновича был вспыльчивый, своевольный и капризный характер, с ним было тяжело найти общий язык. Даже в театре самому Аркадию Райкину Светин пытался устанавливать свои правила, за что и был уволен.
*
Достал Светин и Михаила Козакова на съёмках «Безымянной звезды». Актёр ни в какую не хотел подчинятся режиссёру. Видите ли, он лучше знал, как играть начальника станции железнодорожного вокзала. Козаков просил сделать героя поскучнее и поглупее.
А Светин всё старался изобразить из своего персонажа доброго мечтателя. Актёр ничего не мог с собой поделать. Он всегда ставил себя в ровень с режиссёром, а то и выше его. Не важно что перед ним был мастер, надо было обязательно ему утереть нос.
У Марка Захарова, Светин сыграл инженера Брунса в «12 стульях». Роль эпизодическая, но яркая. Марк Анатольевич даже пригласил актера поработать в Ленкоме, обещал помочь с жильем. Светин отказался, причем довольно небрежно.
Разумеется, Захаров обиделся. Зачастую Михаил Светин и сам не мог объяснить, что заставляет его скандалить со всеми подряд и не раз жалел о своих выходках. Говорил, что надо бы извиниться перед Данелией, поскольку понимал, что тогда на съемках «Афони» повел себя глупо и неуместно. Но так и не собрался.