«Кстати, насчет панталон, — сказал Ретт Батлер – Скарлетт, — в Париже такие доспехи уже не носят». Этот разговор в 1862-м году считался очень, очень неуместным. Мужчина и женщина никак не могли обсуждать детали женского туалета. Но мы ведь помним, что «Скарлетт – не леди»? И, тем не менее, она очень интересовалась модой. Разберем: так что же было под платьем?
Лёгким движением руки платье превращается… Увы, ни во что оно не превращается! Повсюду крючки, пуговки, шнурки и ленты. Кавалеру пришлось бы изрядно подождать. Наряд знатной дамы девятнадцатого века – это шкатулка с секретом. Избавиться от него за несколько минут ни у кого бы не получилось.
Это в начале XIX столетия дамы носили легкие полупрозрачные платья, которые смачивали водой, чтобы прилипали к ногам. Со временем туалет усложнился. Многослойная одежда – примета эпохи. И самый первый слой – это сорочка. Что у знатных леди, что у простых девушек, она была нужна, чтобы впитывать пот и грязь, тем самым, защищая более дорогую ткань платья.
Поэтому сорочки меняли каждый день, а иногда и по несколько раз. Принцесса Аделаида Орлеанская, дочь короля Франции Луи-Филиппа, переодевалась за день минимум дважды. И всякий раз ей приносили свежую сорочку.
После сорочки следовало надеть панталоны. Эту деталь женского наряда долго «задвигали». Считалось, что носить панталоны могут только женщины недостойного поведения. Ведь что это такое? Женские брюки! А дамам не разрешалось одеваться, как мужчины. В Англии XVII века за ношение брюк могли арестовать: бунтарка Мэри Фритт в 1611 году посмела выйти на сцену в мужском костюме. И попала под замок!
А во Франции, в 1800 году, даже был принят специальный закон о внешнем виде: согласно документу, женщинам запрещалось надевать одежду мужчин. Исключение составляли случаи, когда дамы передвигались на лошади. Забавно, но этот закон отменили… только в феврале 2013 года.
Когда в моду вошли кринолины – пышные каркасы под платьем – без панталон было уже не обойтись. Кринолины вздымались от сильного ветра, и женщины рисковали попасть в неловкую ситуацию.
К слову, замечание Ретта про моду парижанок было сделано как раз в тот момент, когда Скарлетт спрыгивала со скамеечки и ее юбки приподнялись. И капитан Батлер был не совсем прав: парижанки в 1860-е вовсю носили панталоны!
Долгое время они доходили до колен и их отделывали кружевами. Панталоны «разрезали» на две половинки. То есть, они были скроены для каждой ноги отдельно, и завязывались на спине. Шаговый шов оставался открытым.
Но и это еще не всё одеяние! Дальше шла нижняя юбка. У знатных леди юбки могли быть пышными и разными под каждое платье – чтобы придать ему форму. Например, у одной нашивались оборки по краю, а у другой – уже нет. Девушки попроще обходились одной юбкой на все случаи жизни.
И корсет! Как же можно забыть про него! Он ограничивал объем легких дамы примерно на тридцать процентов, и отсюда эти частые обмороки. Зато появлялся изящный силуэт и тонкая талия. У некоторых талия была такой, что, казалось, девушка может переломиться пополам. Мод Великобританская, королева Норвегии, могла похвастаться талией в 46 сантиметров. Её так и назвали «две ладони».
Корсет тоже шнуровали на спине, поэтому справиться с ним в одиночку девушке было сложно. Те, у кого не было помощницы, поступали просто: затягивали корсет спереди, а потом переворачивали всю конструкцию назад. В этом случае образ получался не самым идеальным, но так тоже обходились.
Под платьем леди прятался и пояс для чулок, который надевали поверх корсета. Веками, чтобы удержать чулки на ноге, использовали подвязки. Но у них был большой минус: они часто спадали при ходьбе или танце. Поэтому нововведение очень понравилось женщинам, ведь теперь детали туалета крепились надёжнее.
Поверх корсета надевался корсаж. Его делали с рукавами или без, с пышной отделкой или без таковой – всё зависело от того, какую именно функцию он выполнял. Иногда рукава корсажа делали пышными и с кружевной отделкой – они должны были кокетливо выглядывать из-под платья.
И вот только после всего этого приходил черед «главного наряда». Собственно, платья. Конструкция получалась сложной, и, чтобы выглядеть в нем сильфидой, а не капустой, леди просто не могла себе позволить переедать.
Помните, как говорила Мамушка? «Леди ест, как птичка». А иначе никак – слои одежды прибавляли сантиметров повсюду. Впрочем, и у правил бывали исключения. После смерти любимого принца Альберта, королева Виктория махнула на талию рукой. И вдоволь объедалась.