Брак, освященный церковью, разорвать в 19 веке было крайне сложно. Ни тривиальные адюльтеры, ни домашнее насилие, ни разорение достаточным основанием для развода не являлись.
И вот, вдруг, такой скандал: профессор живописи, величайший на тот момент художник России через 40 дней сбегает от своей жены и обращается в Синод с прошением о разводе!
«Небесный» брак
Карл Брюллов, как и всякий художник, в избраннице видел прежде всего музу. В жизни живописца эту роль исполняла графиня Юлия Самойлова. Однако она была женщиной своенравной, страстной и любвеобильной, так что ни о какой женитьбе речь никогда не шла. Брюллов, казалось бы, вполне разделял эти взгляды.
Что-то изменилось в 1839 году. Может исполнившиеся 40 лет заставили его задуматься о наследнике. Может расставание с Самойловой, оставшейся в Италии, так подействовало.
Но когда в Петербургской опере он увидел юную дочь рижского бургомистра Эмилию Тимм, он бы совершенно очарован. Грациозная милая брюнетка с ланьими глазами и поистине волшебным голосом показалась ему ангелом.
17-летняя девушка замечательно подходила на роль жены великого художника. Она была скромна, красива, образованна, обладала недюжинным музыкальным талантом: прекрасно играла на фортепиано и очень неплохо пела.
Последнее она оставляла только для домашних занятий, а вот музицировала позднее даже публично – давала концерты.
За время ухаживания Брюллов несколько раз рисовал Эмилию, представил ее своим друзьям и семье. В общем никого не удивило, что роман завершился предложением руки и сердца и согласием отца девушки на брак.
И внезапно все пошло прахом.
Катастрофа
По воспоминаниям друзей живописца до самого момента женитьбы пара вела себя как обычные влюбленные. Но в самые последние дни что-то изменилось. Словно какая-то тягота грызла Брюллова: он стал рассеян, мрачен. Свадьбу внезапно перенесли на более близкий срок, что уже стало почвой для слухов.
Само бракосочетание прошло так тихо и скромно, что друзья Брюллова даже не знали о нем. На церемонии присутствовала только родня молодоженов и та, по большей части, пребывала в недоумении. Брюллов на жену не смотрел, отвечал с запозданием, торопил пастора с окончанием обряда.
После свадьбы дела вроде бы наладились. Эмилия стала частой гостьей мастерской художника, развлекала гостей игрой на фортепиано. Выглядела девушка спокойной и веселой. А вот о Брюллове этого сказать было нельзя.
Спустя 1 месяц и 11 дней после заключения брака молодая жена покинула художника и уехала в Ригу к родителям. В тот же день живописец оставил свой дом и поселился у своего друга скульптора Клодта. Скандал разразился грандиозный.
Слухи, свидетельства и объяснения Третьему отделению
В разрыве обвинили художника. На первый взгляд это было логично: юная чистая девушка вышла замуж за пожилого потасканного пьяницу и обжору, а Брюллов был именно таким, и стала жертвой его разнузданности.
Предполагали, что он поднял руку на молодую жену, что доводил ее пьяными выходкам, и несчастная, не выдержав, сбежала к семье.
Однако, в 19 веке все перечисленное не было поводом для развода. Кроме того, расторжение затеяла не «обиженная сторона». Брюллов подавал прошение за прошением, писал объяснение за объяснением: в Синод, графу Бекендорфу – шефу Третьего отделения, императору Николаю I. В конце концов брак расторгли спустя 2 года.
По словам самого художника, это время он жил в аду. Знакомые отвернулись от него, картины исчезла из салонов. Он боялся сойти с ума. А молодая жена затребовала пенсию. Брюллов платить отказался.
Версии
Разрыв с женой и позор развода художнику помогла пережить его муза – Юлия Самойлова. Очарование этой женщины было столь велико, что к Карлу вернулось не только дарование, но и клиенты.
Ну а результатом печальной истории стал весьма необычный набросок «Невинность, покидающая землю». На рисунке юная девушка с лицом Эмилии покидает разнузданное пьяное общество, как бы воспаряя в воздух. Именно этот набросок послужил толчком для других объяснений.
Семейный вопрос можно рассмотреть и с другой стороны.
На первый взгляд репутация отца девушки – Фридриха Тимма, была безупречной. Прекрасный администратор, опекал школьные учреждения, считался человеком образованным. Однако немалое число знакомых оставили в письмах совсем другие свидетельства.
Его называли ученым уродом, шутом, гаером. Когда умер его младший сын – брат-близнец Эмилии, знакомые семьи говорили, что это к лучшему, так как из-за своего проклятого отца он все равно играл бы самую жалкую роль в обществе.
Так на свет появилась самая страшная версия. Фридриха Тимма заподозрили в растлении своей дочери и издевательстве над сыном. Возможно, Карл Брюллов, узнал об этом еще до свадьбы. Решил стерпеть, да и девушку полагал невиноватой.
Может он не сумел справиться с ревностью и отвращением, а может отец Эмилии решил, что зять его стал достаточно подходящей жертвой для шантажа – теперь не узнаешь. С этой точки зрения внезапная «жадность» бывшей жены, а в дальнейшем ее же полное равнодушие в этом вопросе кажется более логичным.
Сама Эмилия снова вышла замуж, родила детей. Муж ее умер спустя 6 лет после женитьбы. Эмилия долго оставалась в Петербурге, на попечении своего свекра – того самого Николая Греча, который так нелицеприятно описывал ее отца. Родное семейство она посещала, но возвращаться к родителям отказалась категорически.