«Больная любовь»

«Это я, Эдичка», — сказал он. «Я читала», — ответила она. Он засмеялся. «Нет, я просто представился».

Так началась главная любовь русской эмиграции, русского андеграунда 80-х годов. Больная любовь.

Она была настоящей ленинградкой. Разбитной питерской девицей, ребенком коммунальных квартир, дворов-колодцев и всегдашней сырости, тянущей со стороны Финского залива. Курила с раннего возраста, читала Достоевского, любила поговорить на интеллектуальные темы. В общем, обычная ленинградская девчонка.

Родилась Наталия Медведева 14 июля 1958 года, а через два дня, 16 июля, скончался ее отец, военнослужащий. Скончался папа во сне, — остановилось сердце. До того отец долго и тяжело болел.

Поднимала девочку мама Маргарита Васильевна, медик по образованию, по призванию и по профессии. Женщина строгая, но справедливая и добрая. Прошедшая блокаду, знающая цену мирному небу, хлебу и труду.

Жили в бедности. От совсем уж нищеты спасало то, что у Медведевых было две комнаты в коммуналке, а не одна. Вторую комнату сдавали, что приносило дополнительный доход к скромной маминой зарплате. Семья, состоящая из мамы, бабушки, Наташи и ее старшего брата, ютились в небольшой комнате.

«В тесноте — не в обиде», — смеялась бабушка.

Но вот Наташа, когда подросла, решила: в обиде. Девушка мечтала о яркой карьере, о богатстве, ей грезилась заграничная жизнь, как в кино.

Тем более, что все предпосылки были. Наташа прекрасно пела, получала одни «пятерки» в музыкальной школе по классу фортепиано, и даже снялась в кино на Ленфильме — школьнице Медведевой досталась эпизодическая роль в ленте Бориса Фрумкина «Дневник директора школы».

В 16 лет Наташа уже была той самой «ленинградской девчонкой» со стильной прической, Достоевским и сигаретами в сумочке. Она ощущала себя настоящей ленинградской интеллектуальной богемой. И жить она хотела как богема — ярко, шумно, красиво!

В 1975 году, в возрасте 17 лет, Наташа внезапно вышла замуж. Вышла отнюдь не по любви. Ленинградскому фарцовщику Аркадию Гусакову было 37 лет, и мужчине льстило, что рядом с ним находилась молодая красавица.

Наташу в Гусакове привлекла его зацикленность на Западе, невероятная, прямо-таки маниакальная устремленность «туда», в мир, который советский человек мог увидеть лишь в кино.

Вскоре Гусаков добился своего — он эмигрировал в США. Через пару месяцев Наталия через Австрию и Рим последовала за супругом. Так началась американская жизнь «ленинградской девчонки».

И ей способствовал успех! На Западе как раз возникла мода на красавиц из-за железного занавеса. Наталия стала достаточно успешной манекенщицей, фотомоделью. Но целью Медведевой была музыка — она хотела петь, хотела создать собственную рок-группу.

Наталие удалось поступить в городской колледж Лос-Анджелеса. Параллельно с «основной» учебой Медведева успевала брать уроки актерского мастерства и вокала. Наконец, она стала выступать как певица в русских ресторанах США, — в знаменитом «Мише» в Лос-Анджелесе, в «Ренессансе» в Сан-Франциско и, конечно, же в легендарном «Русском самоваре» на Манхэттене.

Наталия исполняла русские романсы, джазовые композиции, популярные песни из мюзиклов, роковые песни, в том числе, собственного сочинения.

Фиктивный брак с Аркадием Гусаковым давно распался, но новые отношения не заставили себя долго ждать. На одном из концертов Наталию увидел предприниматель Александр Плаксин. Мужчина влюбился, красиво ухаживал.

Наталия и Александр сыграли свадьбу, но вскоре брак распался: уж очень разными людьми оказались американский бизнесмен еврейского происхождения и «ленинградская девчонка». Александр сильно ревновал Наталию, но сам себе не отказывал в походах «налево».

Развод произошел тихо и незаметно. Какие были отношения, такой оказался и развод.

Наталии, натуре влюбчивой, творческой, были нужны яркие отношения, яркие эмоции. Ей была нужна настоящая любовь.

И она случилась.

В 1982 году в Америке 24-летняя Медведева познакомилась с 39-летним эмигрантом Эдуардом Савенко, более известным под псевдонимом «Лимонов». Савенко сочинял стихи, прозу, публицистику. Был очень недоволен тем, что его мало публикуют на Западе.

«Свободы слова здесь меньше, чем в СССР», — сказал он Наталии при знакомстве.

Медведева прекрасно знала, кто перед ней. Текст Лимонова под броским и нескромным названием «Это я, Эдичка» распространялся среди интеллектуальной эмигрантской среды подобно вирусу гриппа. Наталию «Эдичка» потряс. Это была не книга, это была исповедь человека, это был не крик, но вопль души.

В этой книге было сказано больше правды о советских эмигрантах, чем где бы то ни было еще. Но еще больше правды, ошеломительной, скандальной, Лимонов рассказал о самом себе.

Другая женщина бы испугалась таких откровений, но не Наталия.

Медведева полностью разделяла презрение Лимонова в отношении США и лицемерной американской свободы.

«Небоскребы, небоскребы,

А я маленький такой.

То мне страшно, то мне грустно,

То теряю свой покой».

А это слова из песни другого советского эмигранта, ресторанного певца Вилли Токарева. Простые слова, но они вполне отражают те ощущения, что начала испытывать в Нью-Йорке Наталия после развода со вторым мужем.

Когда Эдуард Лимонов, с 1980 года постоянно живший во Франции и сотрудничавший с коммунистическим журналом «Революсьон», предложил Наталии уехать с ним в Париж, Медведева сразу же согласилась.

В 1983 году в Париже Лимонов и Медведева поженились. Вскоре Наталия поняла, что она беременна, но рожать молодая женщина не стала: решила, что «еще успеется». К сожалению, это была ошибка, о которой она впоследствии жалела всю свою жизнь.

В эмигрантском русском андеграунде не было более яркой, более талантливой и уникальной пары, чем Эдуард и Наталия. Он — уникальный поэт, писатель, политик, умеющий вести за собой людей. Настоящий революционер. И она — красавица-модель, певица, журналист и писатель.

Этот брак был наполнен настоящей любовью, настоящими страстями, порой на грани откровенной ненависти.

«У нас больная любовь», — признавалась Наталия.

Супруги не считали нужным быть верными друг другу и, более того, они даже не скрывали своих измен!

Это были трудные, порой совершенно невыносимые отношения, но, тем не менее, всем было понятно: эти люди, как никто, подходят друг другу.

Благодаря Лимонову Наталия стала больше заниматься литературным трудом, что дало свои плоды: в 1988 году в Нью-Йорке вышла пронзительная автобиографическая повесть «Мама, я жулика люблю» (название, кстати сказать, подсказал Эдуард).

В начале 1990-х Лимонов стал одним из так называемых «возвращенцев»: писатель восстановил советское гражданство и вернулся на Родину. Наталия отправилась с мужем.

В новой России Эдуард стал политиком, основал газету «Лимонка». В «Лимонке» активно публиковалась и Наталия.

В 1995 году в Москве 37-летняя Медведева познакомилась с трэш-металлистом, участником группы «Коррозия Металла» 29-летним Сергеем Высокосовым по прозвищу «Боров». Познакомилась — и влюбилась.

Именно Сергей помог Наталии реализовать ее давнюю мечту — создать собственную музыкальную группу. Коллектив под названием «Трибунал Наталии Медведевой», в котором «Боров» Высокосов выступал в качестве гитариста, исполнял мелодии в придуманном Наталией стиле «панк-кабаре».

Наталия не стала скрывать от мужа отношения с Сергеем Высокосовым. Еще в 1995 году она обо всем сообщила Эдуарду и заявила, что уходит от него. Лимонова это не устраивало: он хотел, чтобы их любовь, пусть и больная, продолжалась.

Но Наталия знала: между ней и Лимоновым больше нет никакой любви. Даже больной. Есть бесконечная благодарность, есть уважение. Но любви больше нет.

И она ушла к Сергею, который, по признанию женщины, стал для нее «самым любимым и самым надежным мужчиной». Эдуард плакал как ребенок и в отместку испортил личные вещи жены.

Дальнейшая жизнь Наталии была связана только с одним мужчиной — Сергеем. Эти отношения были здоровыми, эта любовь была здоровой. Даже не будучи расписанными, пара постоянно появлялась вместе, вместе выступала, записывалась на студии ОРТ-рекордз, путешествовала.

В 2001 году Наталия и Сергей создали уникальный проект NATO, направленный против войн на Кавказе и на Балканах.

В 2002 году стало известно, что Наталия Медведева тяжело больна. Женщина перестала появляться на публике. С ней находился только верный Сергей.

Рядом со своим возлюбленным Наталия и скончалась. Скончалась во сне, также как ее папа. Это произошло холодной ночью 3 февраля 2003 года. Наталии было отведено на этом свете всего лишь 44 года, но сделать она успела так много!

Лимонов в своих интервью не высказывал сильного горя из-за смерти жены. Эдуард Вениаминович обвинял во всем Высокосова: по мнению писателя, мужчина не смог удержать природную тягу Наталии к алкоголю и саморазрушению.

Тем не менее, Лимонов много раз приходил на кладбище к жене, фотографировался рядом с ее могилой, постоянно упоминал о ней в своих книгах и статьях. И говорил, что Наталия была главной женщиной в его жизни.

Оцените статью