«Моя дочь Оля — это настоящий диктатор» — рассказывала известная и востребованная в советские годы артистка Светлана Харитонова — «Выйти из дома я могу только прибегнув к обману — говорю ей, что иду продавать газеты в метро».
Свою дочку актриса воспитывала одна, так как муж сбежал от неё, когда узнал, что девочка родилась с неизлечимым психическим расстройством.
Светлана Харитонова уделяла дочке буквально всё свое свободное время, окутывала её любовью и заботой. Когда Ольга была маленькой — ничего не предвещало беды, но когда она подросла — проблемы с психикой дали о себе знать.
Светлана Харитонова была большой поклонницей актрисы Любови Орловой, и решила поступить в театральный институт, потому что хотела быть такой же популярной, как и её кумир.
На старте карьеры ей довелось сыграть во многих успешных советских кинолентах, таких как: «Летят журавли», «Доброе утро», «Девушка без адреса» и «Девушка с гитарой». А дебютировала она в картине «Солдат Иван Бровкин», на съёмках которой влюбилась в актёра Леонида Харитонова, исполнителя главной роли.
В последние съёмочные дни она вышла за него замуж, но их семейная жизнь сразу же не заладилась.
Леонид Харитонов настолько прославился после премьеры фильма «Солдат Иван Бровкин», что молодые поклонницы с утра и до поздней ночи сторожили двери его подъезда, надеясь с ним встретиться.
Кроме того, в него были влюблены многие актрисы, с которыми он работал и в тайне от жены встречался в гостиницах и ресторанах.
Впрочем, Светлана Харитонова очень сильно любила мужа и готова была простить все его измены, но однажды он пришёл после съёмок домой и сам сказал, что хочет развестись, потому что у него появилась новая любовь — актриса Джемма Осмоловская.
После развода, Светлана Харитонова неоднократно вступала в романтические отношения с другими мужчинами и даже вышла за одного из них замуж, но её постоянно бросали. В старости актриса вспоминала: «Я может была чересчур наивной. Мужчины банально пользовались мной и через некоторое время исчезали из моей жизни».
Отличился лишь третий муж актрисы — режиссер Сергей Балатьев. Он был домашним человеком, относился к жене с большой любовью и заботой, и безумно сильно хотел стать отцом. Однако после того, как Светлана Харитонова родила для него дочку, он сразу же сбежал от неё и отказался принимать участие в воспитании ребёнка.
А всё потому, что девочка родилась с серьёзным психическим расстройством, и, как сказали родителям врачи, вылечить её было невозможно.
Актриса от своего ребёнка отказываться не стала, хотя многие друзья и родственники советовали ей отдать дочку Олю в дом малютки. «Это моя кровинушка. Совесть не позволила бы мне её бросить» — говорила Харитонова.
Зачастую Светлана Харитонова оставляла дочку у своей престарелой мамы, так как ей нужно было работать, чтобы обеспечить семью.
На тот момент она не только снималась в кино, но ещё и обучалась на режиссерском факультете, и, вдобавок, снимала документальные короткометражные фильмы о русских спортсменах, музыкантах и поэтах.
Свободного времени было немного, но актриса обязательно каждый день ходила с дочкой на прогулки, играла с ней и укладывала спать, читая перед сном сказки. А в 1972 году произошло несчастье, из-за которого маме и дочери пришлось расстаться на три следующих года.
Дело в том, что Светлана Харитонова сбила молодую девушку на своем автомобиле, когда направлялась на съёмки очередного документального фильма.
Виновата в аварии была пострадавшая, которая решила перебежать дорогу в неположенном месте, но всё же актрису арестовали и отправили на исправительные работы во Владимирскую область.
На протяжении трёх лет, проведённых в заключении, Светлана Харитонова трудилась на бетонном заводе. Примечательно то, что работа была невероятно тяжелой, но актриса отказывалась от перерывов и выходных, за что получала прибавку к своему небольшому заработку.
Абсолютно все деньги она отправляла почтой маме и дочери. Сама она ни в чём не нуждалась, ведь заключенным выдавали все необходимые для жизни вещи и бесплатно кормили в местной столовой.
Когда Светлана Харитонова оказалась на свободе, её выгнали из Союза кинематографистов, а также многие режиссеры и актёры отказывались с ней сотрудничать, боясь опорочить свою репутацию.
Однако были и те, кто искренне хотел ей помочь, например: Гайдай, Баталов и Михалков. «Каждый человек может попасть в такую неприятную ситуацию. Что теперь, крест на этих людях ставить?» — говорил Гайдай.
Некоторые режиссеры продолжали ей давать небольшие роли в кино, но в 1992 году она навсегда пропала с экранов по вине дочери.
В годы перестройки Светлана Харитонова совсем редко получала роли в кино. Она с радостью принимала все предложения кинорежиссеров, но в конце 1992 года дочь Ольга сказала, что больше не позволит ей сниматься. Она порвала телефонные провода в квартире и спрятала ключи, чтобы мать не выходила из дома.
Объяснение такому поведению было только одно — проблемы с психическим здоровьем девушки. Светлана Харитонова в 2008 году дала интервью журналистам: «Не хочет, чтобы я снималась — ладно, но зарабатывать-то деньги нужно. Оля получает пенсию по инвалидности, но на эти деньги не прожить. Кое-как убедила её, что я должна работать.
Продаю сейчас газеты и прочую макулатуру в метро рядом с нашим домом. Она периодически приходит и смотрит — там ли я или нет. Вот, пришлось соврать, что пошла на работу, чтобы с вами поговорить». Это далеко не все проблемы в их отношениях. Дочь регулярно поднимала на Светлану Харитонову руку и выкидывала в подъезд её вещи.
Об этом рассказали соседи актрисы, которые с ужасом наблюдали за этим изо дня в день со стороны. Несколько раз Ольга ложилась на лечение в психиатрическую клинику, но от этого становилось только хуже. После выписки, девушка кричала на мать, что та её предала, и ещё яростней бросалась на неё с кулаками.
В 2012 году Светланы Харитоновой не стало из-за сердечной недостаточности. Дочь больше суток не вызывала «скорую», потому что думала, что мать просто притворяется.
Несколько следующих лет Ольга провела в специальном пансионате для психически больных, куда её отправили актёры из Союза кинематографистов, а как она живёт сейчас, увы, неизвестно.