— У меня романов было не так-то много! Просто они выходили почему-то очень шумные, — признавалась Лидия Смирнова. — Красивый – с Дунаевским… Тяжелый, ужасный — с Рудником… Неуютный — с Калатозовым.
Судьбоносный — с Воиновым. Ну, ещё несколько… Я просто откровеннее других. Вы не представляете, что вытворяли другие актрисы, не буду называть их фамилии.
- «Стать женой Дунаевского? Уйти от нищеты? Но тогда кончатся наши тайные свидания — эта дивная сказка! А как же муж?»
- Только в 10 лет узнала, что сирота
- Избранник оказался необыкновенно преданным и прощал ей все любовные приключения
- Хотела стать председателем колхоза, но влюбилась в режиссёра, который снимет её в своих фильмах
- Женщина до конца
«Стать женой Дунаевского? Уйти от нищеты? Но тогда кончатся наши тайные свидания — эта дивная сказка! А как же муж?»
Знаменитая советская актриса, народная артистка СССР Лидия Смирнова прожила долгую жизнь, о которой ей было что вспомнить. Она обожала свою профессию, а также жила весьма насыщенной личной жизнью.
В 1940 году на экраны вышел фильм «Моя любовь», музыку к которому создал Исаак Дунаевский. На съёмках он влюбился в исполнительницу главной роли, никому не известную тогда Лидию Смирнову.
Композитор присылал ей корзины сирени, а когда она, на волне своей невероятной популярности поехала сниматься в следующем фильме «Случай в вулкане», каждый день посылал взволнованные письма и телеграммы.
Лиде в 1940-м было 25 лет, она вышла замуж за журналиста Сергея Добрушина. Но 40-летний (и тоже семейный) Дунаевский покорил её.
— Он был так талантлив! А по его письмам, в которых он писал не только о любви, можно было изучать мировое и советское искусство! — вспоминала Смирнова. — Он рассказывал о Пырьеве, Александрове, Орловой, Ладыниной.
Как он по-разному к ним относился, как интересно оценивал всё, что видел! И всё это через любовь ко мне. А я? Мне всё это нравилось. Я играла, играла, играла с упоением. Мне нравились наши возвышенные чувства.
В Москве они встречались в гостинице, и когда Дунаевский открывал дверь, встречая девушку, то кричал: «Пришло солнце!». Между тем, актриса скрывала от него, что во время съёмок «Случая в вулкане» у неё вспыхнул роман с капитаном!
— А когда через месяц наша группа уехала в Ялту продолжать съёмки, капитан бросил корабль и отправился туда ко мне на несколько дней! — вспоминала Смирнова. — Но вот зимой он приехал в Москву.
Идёт — серый каракулевый воротник, шапочка «пирожок». А я смотрю и думаю: «Зачем? Зачем он приехал? Нет ни корабля, ни луны, ни звёзд, ни зноя». Он приехал жениться. «Что? А я-то причём?»
То же самое произошло и с Дунаевским. Композитор сделал ей предложение, но она отказала.
— Мне нравились наши чувства, наша любовь. Но это была игра — я это понимала, — он был талантливым, умным, богатым. Стать женой Дунаевского? Уйти от нищеты?
Переехать в Ленинград? Но тогда кончатся наши тайные свидания, ожидания встреч, письма, телеграммы, цветы — эта дивная сказка! А как же муж? — описывала Смирнова в мемуарах свои чувства к Дунаевскому и Добрушину.
Только в 10 лет узнала, что сирота
Так начинала своё восхождение в кино в будущем известная актриса, а ведь в юности она не мечтала ни о театре, ни о кинематографе. Отец Лидии, по её словам, был дворянином, офицером, воевал за Колчака, а после разгрома белогвардейцев эмигрировал. Маленькую Лидочку согласились взять его брат с женой.
С матерью Лиды ранее произошла трагедия: она уронила новорожденного сына, он скончался, а она сошла с ума и вскоре тоже умерла. Лидию воспитывали приёмные родители, она считала их родными. Но когда девочке исполнилось 10 лет, ей открыли тайну и велели называть их дядей и тётей, для Лиды это стало огромным ударом.
После школы Смирнова окончила промышленно-экономический техникум, работала в Главном управлении авиационной промышленности, а затем стала студенткой Московского авиационного института. И только тогда Лида осознала, что занимается тем, к чему душа не лежит!
Сдала экзамены в студию Е. Б. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина), школу-студию при Камерном театре и во ВГИК, и везде была принята. Она выбрала школу-студию Таирова, потому что она была ближе всего к дому, по окончании какое-то время служила в Камерном театре, а потом стала актрисой «Мосфильма».
Избранник оказался необыкновенно преданным и прощал ей все любовные приключения
Когда началась война, муж Лидии ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести под Смоленском в ноябре 1942 года. Актриса была в эвакуации в Алма-Ате, оплакала супруга… но вскоре жизнь взяла своё.
В 1943 году на съёмках фильма «Она защищает Родину» за ней начали ухаживать режиссёр Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт.
Дарить корзины сирени в тяжёлое военное время они не могли. Эрмлер принёс Лидии два яйца из своего пайка, а Рапопорт — все 30 яиц, выданных на целый месяц вперёд.
— Видишь, один тебе всю жизнь по два яичка будет отдавать и про себя не забудет, а второй отдаст тебе всё, что у него есть! — сказала девушке игравшая в фильме Вера Марецкая.
Лидии Рапопорт и самой больше нравился, а он действительно любил её преданно всю жизнь, невзирая на любовные романы актрисы. Официально брак не был зарегистрирован, но их все считали мужем и женой.
И квартиру на Котельнической набережной они получили на двоих. Их союз был для многих большой загадкой, но Лидия относилась к Владимиру с большой нежностью всю жизнь.
Он был талантливым оператором, но Смирнова изумлялась его непрактичности. По хозяйству ей всё приходилось делать самой. Единственный раз он попытался сделать что-то самостоятельно, купив холодильник с рук, но агрегат оказался сломанным.
— И какой же он еврей? — смеялась Лидия. — Получается, что в нашей семье еврей — я!
Рапопорт прощал ей все увлечения, даже когда их обсуждала вся Москва. Лидия после войны служила в Театре киноактёра, когда туда в качестве главного режиссёра пришёл Лев Рудник. Вспыхнул страстный роман.
Рудник был страшным бабником. Работая до этого в БДТ, встречался одновременно с несколькими женщинами, и ему устроили товарищеский суд за аморальное поведение! В Театре киноактёра он вёл себя точно так же, и партком вознегодовал.
Потерявшая голову от любви Смирнова бегала по инстанциям, хлопоча за режиссёра. К тому времени он даже сделал ей предложение! Хотя, возможно, не ей одной…
В итоге Рудника выслали в ростовский театр за его любовный терроризм в двух столицах. Лидия металась, хотела мчаться за ним, хотя до неё уже дошли слухи о новом романе Льва. Рапопорт был рядом, утешал актрису и уговаривал забыть легкомысленного режиссёра.
Хотела стать председателем колхоза, но влюбилась в режиссёра, который снимет её в своих фильмах
Одно время Смирнова едва не разочаровалась в профессии, в послевоенное время роли у неё были однотипные, а фильмы не выдающиеся. Да ещё с Иваном Пырьевым они не сработались, директор «Мосфильма» невзлюбил её. Как-то Лидии передали слова Пырьева в ходе обсуждения её поездки в Китай:
— Ну ладно, пусть эта большая (нецензурное слово) поедет к маленьким китайцам!
Было много мелких и больших неприятностей, и актриса даже решила уйти из профессии и стать… председателем колхоза!
— Я двух председателей колхоза сыграла и с людьми умею работать! — утверждала Лидия. — Подучусь и на целину, чем в скучных фильмах играть!
Но этим планам помешала новая любовь, которую актриса считала самой сильной в своей жизни. Этот любовный роман с режиссёром Константином Воиновым (Кацем) продлился до самой его смерти. Он увидел в Смирновой и яркую характерную актрису, снял её в своих прекрасных фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон», «Рудин», «Дача».
— От Володи я уйти не могла, он бы пропал без меня, — объясняла Лидия. — Он для меня был родным человеком, семьёй, ребёнком, не могла я его бросить. Мы с Костей даже сняли комнату, намереваясь съехаться.
Воинов пришёл с двумя чемоданами, обливаясь слезами, ему было жалко дочку и жену, актрису Ермоловского театра. А я пришла без ничего и сказала, что не могу к нему уйти.
У Рапопорта к тому времени обнаружился рак желудка, и Лидия осталась с ним. Нашла ему врача, сумевшего продлить ему жизнь на десять лет.
Но когда Владимир умер, Смирнова и Воинов уже привыкли жить врозь и съехаться не решились, их устраивали отношения на расстоянии. Она «выбила» квартиру для его семьи, а когда в конце жизни Константин слёг, приходила ухаживать за ним и убираться, хотя жена и дочь Воинова с ней не разговаривали.
Женщина до конца
В конце жизни Лидия сожалела лишь о том, что не родила ни от кого.
— Я прожила большую интересную жизнь. Но сейчас жалею, что у меня нет детей. Избавилась от беременности из-за съёмок в картине. Сначала думала: ну нет детей и нет. Зато моя общественная, партийная жизнь была очень активной.
Я была старостой, председателем спортивной организации, председателем актёрской гильдии, актёрской секции, депутатом Моссовета трёх созывов. И это помимо моей любимой профессии! А сейчас, конечно, бывает одиноко, — делилась Лидия Николаевна.
Актриса пережила всех своих возлюбленных. Она до конца дней была очень энергичной, выходя на сцену, снимаясь в кино, занимаясь общественной деятельностью как член Союза кинематографистов России. Жила всё в той же квартире на Котельнической.
Последние месяцы народная артистка провела в пансионате «Никольский парк», расположенном в Зеленограде. Там она тихо ушла из жизни 25 июля 2007 года на 93-м году жизни. Лидию Николаевну похоронили рядом с Владимиром Рапопортом на Введенском кладбище.
Актриса не считала себя красавицей, говоря:
— У меня была замечательная фигура — это правда. Я занималась теннисом, плаванием, гимнастикой. А всё остальное… Да разве красавицы такие? Вот Орлова, Окуневская — это да. Я не красавица, но… Не было влюблённого в меня мужчины, который не хотел бы на мне жениться.
Филолог Инга Сидорова, помогавшая актрисе в работе над мемуарами, рассказывала, что до конца дней своих Смирнова сохраняла женственность и лёгкую кокетливость:
— Однажды, уже незадолго до своего ухода, она, озорно блеснув глазами, сказала: «Знаете, я поняла, что ко мне действительно подкрадывается старость. Вчера на банкете в Доме кино ко мне впервые в жизни не подсел ни один мужчина!»