Армен Джигарханян: «Чем дальше мы уходим от природы, тем мы беднее»

«Когда автор умирает, через секунду умирает его искусство. Это уже музей», — сказал как-то Армен Борисович Джигарханян. Этот великий актер был очень интересным собеседником. Каждую беседу он наполнял смыслом, мыслями по разным поводам – жизнь, театр, искусство.

Собрал рассуждения Армена Джигарханяна из разных бесед. Много всего интересного, неоднозначного, простого и сложного он рассказывал.

«Популярность необходима»

— Для актера нет вида искусства, которое ему ближе. Для театра, кино и телевидения законы одни и те же. Даже во время съемок рекламы должна быть своя культура. Если и существуют различия, то они технического плана. Актер везде играет, проживает роль, убеждает зрителя.

— Слово популярность я бы заменил в моем случае на слово авторитетность. Когда что-то говорит зрителям, например, Роберт де Ниро в американском кино, то я ему больше верю. Он своими работами в кино уже завоевал мое доверие. И ему приходится тратить меньше энергии, чтобы меня убедить. Поэтому популярность в этом смысле необходима.

— Актерская профессия такая: я не выбираю, меня выбирают. Каждый возраст и внутреннее состояние диктуют актеру свой ассортимент ролей. Для меня намного важнее, чтобы актер был живой в кадре.

«Искусство спасут дилетанты»

— Я однажды прочитал такую фразу странную, долго не мог понять ее: «Искусство спасут дилетанты». Для меня это была чудовищная фраза. С кем-то я обсуждал эту фразу, и мне объяснили, что оказывается дилетант – это человек, который получает удовольствие. То есть профессионал – это человек, который получает оплату за работу, а дилетант – удовольствие.

Преподаю во ВГИКе и вижу это каждый день. Приходят люди, которые что-то хотят, но еще ничего не умеют. У этих молодых людей раз в сто больше штампов, чем у профессионального актера. Они умеют плакать и смеяться, но они это не создают, а преподносят так, как видели сами.

Если суметь соединить умения профессионального актера и способность играть, как в первый раз, способность удивляться. Я думаю, что это признак высокого профессионализма.

— В профессии нужно хорошее здоровье, крепкие нервы и невероятная влюбленность. Когда человек любит, он хочет видеть объект своей любви. Вот так я хочу выходить на сцену.

Я дружил с чемпионом мира по шахматам Тиграном Петросяном, он однажды сказал замечательную вещь: «Я когда долго не играю в шахматы, у меня голова начинает болеть». Правильное определение.

«Все выплакиваю на сцене»

— Я однажды лежал в больнице, и рядом со мной лежал старик. Врач его спрашивает: «Как вы себя чувствуете?». Пациент отвечает: «Я не знаю. Вроде лежу – нормально. Вот, если я встану и пройдусь по коридору туда-обратно, тогда я скажу, как себя чувствую».

Также и в актерской профессии, иногда, когда устаешь, что-то не ладится, такое ощущение, что хочется уйти из театра. Но я не знаю, как долго я смогу прожить без театра.

— Актерская профессия – это состояние души. Люди, не занимающиеся искусством, тоже в чем-то находят выход эмоциям. У меня все, что происходит в жизни, я выплакиваю на сцене, там радуюсь, там влюбляюсь, там разочаровываюсь.

— Многие роли давались трудно по разным причинам. Бывает в кино драматургия несильная или выдуманная. Бывает, когда ты не можешь проникнуться автором. Так у нас было с Теннеси Уильямсом. Вроде бы так удачно преодолели «Трамвай «Желание», и думали, что все знаем про него.

И очень трудно проходили «Кошку на раскаленной крыше». Этот автор требует невероятной концентрации и зрителей, и актеров, и драматурга. Зритель устает от этой эмоциональной информации.

«Самое страшное в человеке – равнодушие»

— После смерти автора его искусство умирает. Потому что, настоящее искусство – это движение, следующее слово. Все мемориальное в искусстве уже мемориальное, это уже музей. Моцарт уже там, мы уже разгадываем другую загадку, он не с нами. При том, что все его гениальное живет. Но, по большому счету, это музей.

— Ценю в людях ясность, чистоту. Потому что, все другие достоинства возникают только при этом. Самое страшное в человеке – равнодушие. Почти все разрушающие явления в человека идут от равнодушия.

— Завидую природе и животным, их гармоничности. Потому что страдаю от условностей, комплексов. Выдуманный нами мир не очень совершенен. Чем дальше мы уходим от природы, тем мы беднее. От природы, которая так ясна, и так не разгадана.

Оцените статью
Армен Джигарханян: «Чем дальше мы уходим от природы, тем мы беднее»
Алмазный город-призрак