Антонина Лефтий. Кто уж упомнит теперь эту писанную красавицу советского экрана? Разве что собиратели кинодревностей и знатоки вабных женских киноликов. Чистота её глаз, красивые черты лица чем-то напоминающие Жанну Прохоренко, завораживали и притягивали.
Наряду с Ларисой Кадочниковой и Раисой Недашковской, Антонина Лефтий была красивейшей актрисой украинского кинематографа золотого периода застоя, когда творили на студии Довженко Ю. Ильенко, С. Параджанов, И. Миколайчук, Л. Осыка. Причем её красота была не традиционно-украинская. Она не была такой гарной дивчиной, её образ был романтичным и утончённым.
Антонина родилась в мае 1945 года, явившись настоящим дитём Победы. Жила в своей молдавской деревушке в семье сельского учителя и тихо грезила о сцене. Но когда пришла пора учиться, то решила поехать поступать в престижный технический вуз на механико-математический факультет. Благо что по всем предметам девушка имела одни пятёрки.
И вот язык её до Киева довёл, и оказавшись там она случайно проходила мимо театрального института и решила на удачу заглянуть туда. И так заглянула, что вообще не испытывая никаких проблем прошла все туры и стала студенткой театрального института им. Карпенко-Карого.
Правда вскоре сумела перевестись оттуда во ВГИК, ибо киевский вуз давно славился своей не очень приятной репутацией. Уж больно там педагоги были приставучие, и доступ к обучению требовали только через бесплатный доступ к младому телу.
Во ВГИКе же всё было культурно и благообразно. Курс В. Белокурова, где училась Антонина, был сильным. Вскоре юная студентка познакомилась с молодым режиссёром Леонидом Осыкой, и молодые люди решили пожениться.
После окончания института супруги переехали в Киев и поступили в штат киностудии имени А.П. Довженко. Понятно, что в первых картинах мужа Антонина сыграла главные роли. Это были три кинофильма: «Кто вернётся — долюбит», «Каменный крест» «Захар Беркут». Причем в первых двух картинах у героини даже имя было Антонина. Эти три картины сделали имя молодой красивой актрисе.
Очень яркая работа получилась у Антонины в фильме М. Калика «Любить». Антонина в роли Нуцы там просто божественно прекрасна. Но к сожалению эту картину сразу положили на полку. Равно как и работу А. Лефтий в фильме С. Параджанова «Киевские фрески» никто не увидел. Съёмки были остановлены, а режиссёр отправился на тюремные нары.
*
Но красавица-актриса продолжала интенсивно сниматься в кино. Многие режиссёры мечтали её запечатлеть. И, грех жаловаться, довольно немало она преуспела сделать на съёмочной площадке в свои самые сочные, молодые годы.
Антонина Лефтий обладала универсальными внешними данными. Она могла предстать не только украинкой или молдаванкой. Хороша она в роли молодой русской охотницы Натальи Мезенцевой в фильме «Остров Волчий». Съёмки проходили на Приполярном Урале, и партнёром актрисы был её украинский приятель Б. Брондуков.
Удивительно правдиво выглядит актриса в роли Зульфии, персиянки, девушки главного героя в фильме-детективе про шпионов «Тайник у Красных камней». И в роли Долорес в картине «Каменный властелин» она выглядит вполне по-испански. Это очередная версия Дон-Жуана, которого играет Б. Ступка, а Донну Анну — А. Роговцева.
Очень многие зрители запомнили актрису по роли Риты Устинович в «Как закалялась сталь». Фильм постоянно крутили по телевизору в 1970-е годы. А в 1976 году Антонина снялась у своего мужа в знаменитой экранизации романа «Тревожный месяц вересень». И опять её героиню зовут Антонина.
Все 1970-е годы актриса много снималась, и подарила нам немало красивых кинообразов.
Зритель помнит её роли в фильмах «Осенние грозы» (Домника), «Белый круг» (Валентина), «Зозуля с дипломом» (Наталка), «Жнецы», «Гармония», «Не верь крику ночной птицы» (Мария), «Память земли», «Сотворение» (Наташа, главная роль). Заканчивала семидесятые годы актриса главными ролями в фильмах «Море», «Ой, не ходи Гриц на вечерицы» и «Расколотое небо».
*
Однако неурядицы в личной жизни надломили успешную карьеру актрисы. Сильно пьющий Леонид Осыка в конце 70-х годов совсем не просыхал, и Антонине приходилось тянуть на себе семью и сына Юрия. Всё это сказывалось на том что она стала отказываться от ролей в кино. В конце концов супруги после 16 лет брака расстались.
В 1980-е годы красивейшая актриса вошла не очень удачно. Кино как-будто закрылось для неё. Лишь небольшое количество ролей сыграла Антонина Лефтий тогда. Разве что роль жены лётчика Ирины в кинофильме «Нежность к ревущему зверю» запомнилась зрителям из периода её творчества в восьмидесятые.
Последний фильм с её участием «Имя твоё» вышел в 1989 году. Впрочем эту картину актриса уже не увидела, ибо она уже находилась далеко за пределами СССР.
Актриса после развода с Л. Осыкой долго не была одна. Удачно выйдя замуж за бывшего лётчика, работающего в системе Аэрофлота, Антонина наладила свою семейную жизнь. В 1986 году актриса родила второго сына. Это было как раз в чернобыльский год. И после аварии семья приняла решение уехать из страны, подальше от радиоактивности и всех перестроечных безумств.
С тех пор Антонина Лефтий обитает в Сиднее, у нее свой дом и тихая размеренная жизнь австралийской домохозяйки. Сын Андрей занимается музыкой. Актриса, правда, иногда наведывается в Киев к старшему сыну, который стал бизнесменом, и также встречается со своими старыми друзьями Л. Кадочниковой, Н. Мащенко.
Видимо всё что могла Антонина Владимировна уже отдала искусству, и никакого сожаления о творческой невостребованности у бывшей актрисы нет. Подобным путём растворились в тихой капиталистической размеренности и другие ранее блиставшие советские актрисы: Дилором Камбарова, Ирина Азер, и многие другие.
И они тоже не особо жалеют о случившемся. Играть героических старух на экране желают далеко не все. Ну и судьба иногда рисует замысловатые кракелюры в своей вещей книге.