Любимый ученик К. Станиславского, автор сценариев к потрясающим советским фильмам («Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Государственный преступник», «Папа»), великолепный прозаик («Поколение обреченных», «Генеральная репетиция») — все это Александр Галич. Казалось бы, «полный истеблишмент, и вдруг начинает петь крамольные песни» (В. Аксенов). Почему?
Талантливый человек талантлив во всем
Александр Гинзбург (Галич — это псевдоним, сложившийся из начала фамилии, имени и отчества) — уроженец Екатеринослава (ныне Днепр). Мальчик появился на свет 19 октября 1918-го в семье экономиста и администратора консерватории. Натура творческая, мама сумела передать любовь к музыке своим сыновьям — Александру и Валерию.
Кстати, младший брат Галича стал известным кинооператором («Солдат Иван Бровкин», «Когда деревья были большими», «Живет такой парень»).
Учился Александр в Москве, куда семья перебралась в 1923-м. Творческий путь начал со стихов, которые опубликовали в «Пионерской правде». Автору было всего 13. По окончании школы юноша поступил сразу в Литературный институт и Оперно-драматическую студию.
Сделав выбор в пользу сцены, через три года покинул и второй вуз. После ухода из жизни К. Станиславского. Утверждают, он был одним из его любимых учеников.
В 21 год поступил в Театр-студию В. Плучека и А. Арбузова. Здесь Галич попробовал себя и как актер, и как драматург, и как автор песен к спектаклю («Город на заре»). С началом Великой Отечественной уехал с геологоразведочной партией в Грозный. В армию его не взяли по состоянию здоровья. Позже присоединился к труппе Алексея Арбузова, который собрал в Ташкенте своих выпускников.
Первые пьесы писал для театра, но в 50-е начался его роман и с кинематографом. При работе над сценариями иногда сотрудничал с К. Исаевым и другими авторами. В начале 60-х стал исполнять собственные песни со сцены, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Сначала произведения были довольно безобидными, но постепенно творчество становилось все более острым.
Особенно после неудачи в театре: «Современник» уже подготовил спектакль «Матросская тишина», а чиновница не пропустила его со словами: «Ни слова правды». Позже спектакль поставит О. Табаков (1988), а В. Машков по этому сценарию снимет фильм «Папа» (2004).
«Выбираю свободу!»
Открытые репрессии против барда начались после 1968 года. На фестивале в Новосибирске он исполнил посвящение Б. Пастернаку. В местной прессе призвали к общественному порицанию поэта, после чего последовал запрет на его концерты.
Галичу пришлось устраивать представления на дому и брать за вход по 3 рубля, так как одному из самых успешных писателей и сценаристов не на что стало жить. Люди с удовольствием ходили на концерты и передавали друг друг другу магнитофонные записи.
В 1971-м Галич предпринимает попытку издать сборник «Песни» в иностранном изд-ве «Посев». За это его исключают сначала из Союза писателей, а затем и из Союза кинематографистов.
Голосование было драматичным. Алексей Арбузов, Валентин Катаев, Александр Рекемчук и Агния Барто на заседании Союза писателей выступают против исключения Галича. Но… назначается новое голосование. Для общественности решение должно быть единогласным!
И учитель (А. Арбузов) голосует против ученика. Кстати, Галичу это стоило очередного инфаркта. В 1974-м он покидает страну. Вдогонку поэта тут же лишают гражданства и запрещают все его произведения.
Галич, в дальнейшем осевший во Франции, никогда не хотел становиться диссидентом. Об этом говорят его стихи «Я выбираю Свободу» (1970):
И все меня ждут на Западе,
Но только напрасно ждут!
Я выбираю Свободу —
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.
Через три года после эмиграции, в декабре 1977-го, Александр Галич погиб при странных обстоятельствах. Ничего не понимающий в технике, бард якобы взялся сам устанавливать антенну для радиоприемника. Он умер от удара током, когда находился дома совершенно один. Ему было 59 лет.
Память
Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич — основатели и лучшие представители бардовской песни, которые с уважением относились к творчеству друг друга. Более молодой Высоцкий написал великолепные стихи-посвящение на гибель коллеги:
Так многие сидят в веках
На берегах — и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
Погибшим, но — издалека.
Сегодня можно смело сказать, что многие авторы-исполнители испытали на себе влияние творчества Галича. В 2018-м А. Градский предоставил сцену театра Градский холл для юбилейного концерта в честь 100-летия барда. Среди выступающих были: он сам, А. Ширвиндт, А. Филипенко, С. Степанченко.
Песни А. Галича исполняли также С. Шнуров, Трофим, А. Маршал, О. Митяев, А. Макаревич, О. Кормухина. Какой разноплановый состав!
А знаете, кто был ведущим? Владимир Познер. Который сегодня никак не высказывается по поводу происходящих событий в стране.
Одна из лучших книг А. Галича — сборник «Когда я вернусь». Поэт сдержал обещание!
Он вернулся через свое творчество, хотя сегодня не лучшие времена для его песен и стихов. А еще у Галича остались сын и дочь. Алена 1943 г. р., от брака с актрисой В. Архангельской, и внебрачный сын Григорий, 1967 г. р. Алена — заслуженная артистка РФ, мать Павла Галича, актёра театра и кино.
Наследница авторских прав своего отца, она конфликтует с В. Машковым, который поставил спектакль «Матросская тишина», не согласовав с ней ни концепцию, ни сценарий постановки.
А еще в конце 80-х Алена добилась восстановления отца в творческих союзах и гражданстве РФ.
Григорий (сын Софьи Войтенко, работавшей на студии им. М. Горького художником по костюмам) выбрал для себя путь служения церкви. По окончании ВГИКа он какое-то время работал на ТВ, но с 2008-го рукоположен в РПЦ. Сегодня он архиепископ Варяжский под эгидой АПЦ.
С 1947 года до конца жизни А. Галич был женат на Ангелине Шекрот (Прохоровой), которая училась на сценарном факультете ВГИКа. Женщина была для него всем: подругой, любовницей, нянькой. К сожалению, общих детей у пары не было. Ангелина Шекрот скончалась через 9 лет после смерти мужа, найдя пристанище рядом с его могилой на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Вместо заключения
Сегодня очень модно обращаться к истории. Давайте и мы вспомним декабристов — лучших представителей дворянского сословия, которые пошли против системы не ради себя и своих привилегий (с этим было все в порядке), а ради лучшей доли для крепостных крестьян. И хоть Н. Некрасов посвятил строки их женам, я всегда вспоминаю их применительно ко всем дворянам-революционерам:
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Для декабристов настоящий патриотизм был в том, чтобы обличать и устранять все мерзкое, что было в стране, и, в первую очередь, крепостное право.
У Галича тоже все было в шоколаде: работа в театре, кино, любовь зрителей. Но в 1968-м, когда СССР введет войска в Чехословакию, он напишет:
Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле!
Понимал ли он, что вступает в конфликт с системой? Уверена, что понимал. Но по-другому не мог. Думаю, Е. Боннэр права, когда сказала о А. Галиче:
Тот случай, когда » талант становится сильнее инстинкта самосохранения».