Каждый советский ребенок знал актрису Анастасию Зуеву – ту самую бабушку, со знаменитых реплик которой начинались и оканчивались сказки: открывается окошко – сказка начинается, закрывается – конец киноистории.
Актерское мастерство Анастасии Платоновне преподавал сам Константин Станиславский, а потом Зуева больше полувека работала в МХАТе, с труппой которого исколесила всю страну, и сыграла множество ролей.
Уважение зрителей к Зуевой было огромным, руководители КПСС закрывали глаза на ее православную веру, награждая ее орденами Ленина. Задолго до пенсии Анастасия Платоновна стала легендой, а на пенсии — доброй бабушкой из сказок Александра Роу.
Будущая актриса родилась в конце 19 столетия под Тулой в крестьянской семье. Жили вполне состоятельно – отец умел грамотно управлять хозяйством, а потом его не стало, и мать снова вышла замуж, вот только ее дочерям, включая Настю, места в новом доме не нашлось, девочек отправили на постоянное место жительства к родной тете.
Жили хорошо, у тети своих детей не было, поэтому детей сестры она воспитывала как своих.
Анастасия с ранних школьных лет мечтала стать актрисой, вот только денег на обучение не было, как и знакомых в Москве (а учиться девушка непременно хотела в Москве). Тогда Зуева уехала в Москву на удачу, и поступила с первого раза, да еще и на бесплатное обучение на курс к великому Станиславскому!
Получив диплом, юная актриса устроилась на работу во Вторую студию МХАТ, став одной из первый дипломированных актрис этого театра. В том же году в возрасте 21 года Анастасия Платоновна вышла замуж за инженера железной дороги Ивана Евсеева, который был намного старше нее.
Через год в семье родился сын Константин, после чего супруг стал настаивать на том, чтобы Анастасия стала хранительницей домашнего очага и ушла со сцены. Однако актриса отказалась, после чего семья распалась, а малыш остался с отцом по решению суда.
Парень пошел по стопам отца и стал дипломированным военным инженером. В одной из книг с воспоминаниями написано, что супруг изменял актрисе, что и стало истинной причиной развода.
После этого театра на всю жизнь стал главным в жизни Анастасии Зуевой. Коллеги говорили, что она была не просто актрисой, а явлением в русской культуре. В конце 20-х годов актриса получила квартиру в Камергерском переулке, где со временем стала собираться творческая элита столицы. Здесь бывали Михаил Булгаков, Борис Ливанов, известные художники, актеры и поэты.
В 1931 году Анастасия Зуева второй раз выходит замуж за театрального композитора Виктора Оранского, с которым она была знакома больше десяти лет. Единственное, что омрачало семейную жизнь – отсутствие детей, актрисе на момент регистрации второго брака было уже 35 лет.
Второй брак актрисы тоже оказался несчастливым, причем частично по вине самой Анастасии. Как-то она встретила девушку-сироту, которая рассказала, что мечтает стать актрисой. Зуева на время пустила ее в квартиру, и начала готовить к поступлению в вуз. Но девушка оказалась не так проста: она увели у Анастасии Платоновны супруга, родила от него дочь, а потом бросила, найдя себе более состоятельного любовника.
Актриса простила непутевого мужа, и приняла его вместе с его дочкой. Девочку они вырастили вместе, а когда вырос сын Константин, то тоже наладил общение с мамой, подарив ей внучку и внуков.
Карьера актрисы на протяжении многих лет шла в гору – ей доставались яркие роли в театре, ее постоянно снимали в кино, а фильмы с ее участием периодически показывали на кинофестивалях в Европе.
Всего на счету Анастасии Платоновны – почти 60 работ в кино. Особое место среди них составляют сказки, снятые Александром Роу, где актрисе доставались роли сказительницы – «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, воды и … медные трубы» — эти фильмы знает каждый, чье детство пришлось на советское время.
Кроме этого, много лет актриса дублировала фильмы и мультфильмы, озвучивала персонажей в радиоспектаклях, писала статьи, посвященные театру.
Ее муж скончался в возрасте 54 лет в 1953 году, Анастасия Зуева пережила его на 33 года, похоронили ее в 1986 году рядом с ним на Новодевичьем кладбище.