Всемогущий директор «Мосфильма» Иван Пырьев вызывал уважение и преклонение. В «киношных» кругах режиссера называли не иначе, как Иван Грозный.
Благодаря ему стали известны многие актеры. Но были и те, кто попадал в его «черный список», и более не имел возможности сниматься. Сценарист был вхож в кабинет Сталина, приятельствовал с Михаилом Сусловым, и без стеснения говорил о том, что думал.
В одном из своих интервью, актриса Вера Васильева признавалась, что во время съемочного процесса актеры боялись при нем даже чихнуть.
Пырьев был и прекрасен, и страшен, недаром его боялись и любили одновременно,- говорила она.
Несмотря ни на что, картины деятеля культуры и сегодня считаются легендарными.
На пути к славе
Будущий режиссер родился 17 ноября 1901 года в селе Камень-на-Оби, ныне Алтайский край. Ивану едва исполнилось три, когда не стало отца. Воспитанием мальчика занимался дедушка по материнской линии. Он научил парня быть мужественным и никогда не сдаваться.
В 14 лет Иван сбежал из дома, отправившись на фронт. Вернулся оттуда через два года с двумя Георгиевскими крестами. Благодаря ораторскому таланту, герой Первой мировой, сразу же получил должность агитатора в политотделе. Именно тогда Пырьев приобщился и к театральному искусству, решив попробовать собственные силы в актерском мастерстве.
Обучаясь в театральной студии при местном губпрофсовете, он познакомился с Григорием Александровым, вместе с которым чуть позже отправился покорять столицу.
Здесь оба поступили в труппу Московского первого рабочего театра Пролеткульта, и начали участвовать в постановках настоящих гениев искусства В. Мейерхольда и С. Эйзенштейна. Однако впоследствии и тот, и другой увлеклись режиссурой.
После окончания режиссерского отделения, Пырьев некоторое время работал помощником режиссера. Затем начал снимать самостоятельно. Его первые работы совсем не имели успеха.
Из-за ленты «Государственный чиновник», его настолько раскритиковала комиссия, что пришлось даже на время дать слабину. Пырьев задумался забросить самостоятельную работу. И только благодаря воле, настойчивости, и вере в себя, не принял тогда опрометчивого решения и продолжил творить.
А в 1936 году снова неудача. Выпустив свой пятый фильм «Партийный билет», Пырьев лишился работы. Чиновники посчитали героя его приключенческой картины слишком «обаятельным» и уволили режиссера с «Мосфильма», сослав на Киевскую киностудию.
Но именно с этого самого момента началась настоящая карьера Ивана Пырьева. «Партийный билет» посмотрел вождь. Фильм настолько понравился Сталину, что он немедленно приказал выпустить его «в свет». И не напрасно. Киноленту ждал оглушительный успех.
Выпущенный следом фильм «Богатая невеста», только подкрепил результат. А самое главное, режиссер нашел свой конёк. Народная комедия! Вот, что он будет теперь снимать!
Далее были «Трактористы» и первая Сталинская премия. Затем «Свинарка и пастух», съемки которой пришлись на первый год ВОВ. К слову, Иван Александрович порывался уйти добровольцем, но его не пустили, заявив, что в столь непростое время Родине нужны хорошие комедии. И он трудился, не покладая рук, выпуская их одну за одной.
Творчество и музы
Во время работы над картиной «Богатая невеста» Иван Александрович встретил свою первую большую любовь-молодую актрису Марину Ладынину. Любовь была настолько сильной, что даже брак с Адой Войцик и сын Эрик не остановили мастера.
Уже позже станет известно, что для Ады его поступок станет огромным потрясением. После развода она впадет в тяжелейшую депрессию, во всем виня соперницу. Женщина до последнего будет думать, что муж еще вернется к ней. А когда поймет, что этого не случится, предпримет попытку уйти из жизни. К счастью, неудачную.
У Пырьева же начался творческий рассвет. Рядом с ним любимая женщина, новая Муза и много идей. Влюбленный режиссер снял Марину во всех своих проектах, превратив ту в звезду первой величины.
Почти 20 лет их творческо-семейный союз считали самым успешным в кинематографической среде. Ладынина пятикратно становилась обладательницей Государственной премии СССР, Пырьев был удостоен её 6 раз. Все прекрасно складывалось и в личной жизни. В семье подрастал сын Андрей.
И только позже общественность смогла узнать, что на самом деле в их жизни было много лжи и противоречий.
Снимая ленту «Кубанские казаки», Иван Александрович обратил внимание на юных актрис Клару Лучко и Екатерину Савинову. Однако не получил взаимности. Из-за ярости директора «Мосфильма» дорога в будущее была для них закрыта.
И если первая вскоре вышла замуж за артиста главной роли Сергея Лукьянова, то Савиновой, после отпущенной пощечины в адрес «неудачливого жениха», пришлось несладко.
Вера Васильева, Клара Румянова также имели неосторожность попасть в неугодный список режиссера.
В 60-лет Пырьев пытался охмурить 19-летнюю актрису Людмилу Марченко, но девушка дала отпор. Переживая отказ, режиссер искал утешение в работе. Именно тогда он приступил к экранизации романов Достоевского.
На съемках фильма «Свет далёкой звезды» произошел очередной скандал. Режиссер настолько распустился, что Министерство культуры и органы партконтроля буквально завалили анонимками. Их писали люди, работавшие с ним на одной площадке.
Все они ставили перед начальством вопрос о моральном облике деятеля искусств. Его поведение называли позорным, а самого его гадким, опустившимся человеком. После разбирательств, 62-летнего Пырьева исключили из партии.
В этот тяжелый для него период рядом с ним находилась красавица актриса 26-летняя Лионелла Скирда, ставшая его последней женой. Она взвалила на себя все заботы о нем, помогала морально, и конечно же, вдохновляла. Находясь рядом с такой женщиной, Пырьев начал работу над «Братьями Карамазовыми».
К сожалению, Иван Александрович успел закончить съёмки только двух частей. Третью серию фильма исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов завершили уже без него.