— Нет, вы посмотрите на моё пузо! На лоб уже лезет! — Маргарита стояла посреди комнаты секретаря парткома и возмущалась. — Воздействуйте на Мариса, он обязан на мне жениться!
Дело происходило в 1961 году. В партком Большого театра пришла 24-летняя актриса Театра имени Пушкина Жигунова — жаловаться на премьера Мариса Лиепу. Как же так, скоро ребёнок появится, и у него не будет отца? Ведь папочка он — звёздный танцовщик! Талант немедленно был призван к ответу.
— Мы — лучший театр СССР! Нам грязные истории ни к чему. И не стыдно тебе, не жаль беременную женщину? Немедленно женись, а то на гастроли в Лондон не поедешь!
Что ж, свадьба, так свадьба. 25-летний статный красавец не сильно упирался.
За его плечами уже был один брак. Марис и Майя Плисецкая познакомились во время декады искусства Латвии в Москве, Лиепа тогда танцевал в Рижском театре оперы и балета. Ему было всего 19 лет, а Майе — 30, и она была настоящей звездой, блистая в постановках Большого.
Марис очаровал балерину, ведь он всем был хорош! Фигура греческого бога, элегантность, шарм и лёгкий латвийский акцент, а главное — несомненный талант. Между Плисецкой и Лиепой вспыхнула страсть, расставаться не хотелось, к тому же Майя загорелась идеей танцевать с ним в паре!
Вроде как Министерство культуры не собиралось утверждать Мариса на роль Зигфрида в Лебединое озеро, с которым Большой театр отправлялся на Дни культуры СССР в Венгрию. И тогда пара немедленно расписалась! В Будапешт они улетели вместе.
Официальный развод состоялся через три месяца, однако, Лиепа говорил, что брак закончил своё существование уже через неделю.
В 1960-м Мариса пригласили на работу в Большой театр (он к тому времени четыре года проработал в труппе Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко), и с Плисецкой они дружески общались и высоко ценили друг друга как партнёры.
С Маргаритой Жигуновой танцовщик познакомился в 1959-м на съёмках фильма «Илзе», которые проходили в Риге. Их роман продолжился и в Москве, но в ЗАГС Лиепа не спешил, даже узнав о беременности актрисы.
Всё-таки расписаться пришлось, но Марис об этом не жалел. В январе 1962 года Рита родила сыночка Андриса, а в ноябре 1963-го на свет появилась дочка Илзе. Детей он очень любил.
— Мы видели огромную нежность нашего отца. То, что было одето на нас, от туфелек до панамок, всё привозилось им. Перед гастролями отец тщательно измерял нас, делал слепки ног и привозил одежду на несколько размеров вперёд, — вспоминала Илзе. — А с какой любовью наш отец одевал нашу маму!
Это было такое море любви и обожания. Нечасто можно встретить мужчину, который будет так любить, или правильнее, создавать свою любимую женщину.
А Марис купался в обожании многочисленных поклонниц. Он делал блестящую карьеру, перетанцевав почти весь тогдашний репертуар Большого театра, блистал на гастролях за границей, с 1963 года преподавал в Московском хореографическом училище.
Чтобы понять, как он тогда воспринимался, приведём цитату из интервью Бориса Акимова, учившегося в то время в МХУ.
— Нам неожиданно объявили, что последние два года наш класс будет вести Марис Лиепа. У нас — шок! Безумная мальчишеская радость смешивается с жутким волнением, почти страхом. Еще бы: сам Марис Лиепа! Премьер Большого театра, потрясающий танцовщик, красавец, любимец публики, кумир почти всех учеников!
— Когда Марис Эдуардович впервые вошел к нам в класс, мы просто замерли, — продолжал Акимов. — Его внешний вид, манера держаться, говорить — всё так отличалось от наших педагогов!
Во-первых, он был молодой (всего 27 лет!), а нас окружали в основном люди уже солидного возраста. Во-вторых, выглядел как настоящий иностранец, только что приехавший из какой-то далёкой, неведомой и невообразимо прекрасной страны.
Вот и Галина Брежнева не устояла перед таким выдающимся молодым человеком, влюбившись в него в 1965 году.
— Она страдала по нему целых пять лет! — утверждала дочь Галины Виктория, рождённая в браке Брежневой с её первым мужем Евгением Милаевым. — Характером он чем-то напоминал моего отца: такой же жёсткий, суховатый.
Лиепа был моложе её на 11 лет. Мама его полюбила. А вот про него этого сказать не могу: скорее всего, просто увлёкся красивой женщиной. И только.
За Лиепой скорее ухаживала Галина, чем наоборот, заваливая его букетами и подарками.
— Мне было обидно, когда я узнавала, что мама опять мчится в спецсекцию ГУМа за подарками для жены и детей Мариса, — вздыхала Виктория. — Он просто жаловался ей, что надо бы как-то поздравить семейство с праздником. А вот в магазинах шаром покати… А уж когда он ответил на её любовь, подарки от неё стали поистине шикарными.
Советская принцесса мечтала о том, что Лиепа уйдёт от жены. Они постоянно встречались, подруги Галины всегда были рады предоставить квартиру для тайной встречи, иногда Брежнева с Лиепой по нескольку дней вместе жили в пустой квартире одной из подруг, уехавшей из города, а Марис даже свозил Брежневу в Ригу и познакомил с родителями.
Возможно, роман с Галиной льстил его самолюбию, но через пять лет он поставил в нём точку.
Галина приехала встречать его после гастролей в аэропорту и увидела, как Лиепа обнимает свою красавицу-жену, а дети виснут на папе. Брежнева тихонько уехала и, как ни больно ей было, закончила эти бесперспективные отношения. Однако, не стоит думать, что они с Лиепой вдрызг разругались, ведь жизнь любит неожиданные повороты.
— Именно в те пять лет романа с Лиепой она и начала попивать, сначала немного, а потом всё больше и больше. Я не хочу сказать, что Марис её научил пьянству, нет, но несчастная любовь к нему подтолкнула её к бутылке, — горевала Виктория. — Мама очень переживала разрыв с Лиепой, это была настоящая трагедия.
А Марис прожил с Жигуновой целых 18 лет. На развод подала она, якобы, не простила измену в 1980 году. Только вот которую по счёту? А ещё у Лиепы карьера была фактически разрушена к тому моменту из-за собственной гордыни.
Марис постоянно поучал худрука Юрия Григоровича, причём делал это заносчиво. Но, извините, где очередной премьер Большого, и где мощный режиссёр-постановщик и руководитель главного театра страны?
В 1979 году «Правда» опубликовала разгромную статью о методах Григоровича за подписью Лиепы.
Протекция Галины осталась в далёком прошлом, она, будучи замужем за Юрием Чурбановым, была увлечена молодым певцом Борисом Буряце, которого пристроила в Большой театр, ну а Григорович, придя в себя от шока, вызванного поступком танцовщика, начал Мариса игнорировать.
В 1982 году Лиепа был вынужден уйти из Большого. Его родные утверждали, что это было сделано в обмен на то, что в театре будут танцевать Илзе и Андрис. Ему было уже 46 лет, а у танцовщиков пенсия наступает в 35, и Мариса уже откровенно выпроваживали, а он упирался, считая, что находится в прекрасной форме.
Может быть, он намеревался строить карьеру в качестве постановщика, а то и директора, и потому пытался избавиться от Григоровича? Однако, силы были не равны, и Лиепа остался не у дел.
Жигунова развелась с Лиепой ещё в 1980 году, узнав о его романе с молоденькой танцовщицей Ниной Семизоровой. Маргарита, кстати, снова отправилась в партком! Был страшный скандал, но Семизорова, когда её вызвало руководство для увещеваний оставить в покое женатого коллегу, заявила, что у них с Лиепой настоящая любовь, и они женятся.
Маргарита почувствовала себя смертельно обиженной и подала на развод. Она ещё не знала о том, что у супруга была фактически вторая семья с художницей по костюмам Евгенией Шульц, родившей от него дочь Марию в 1979.
Но из своей шикарной квартиры Лиепа ушёл не к Шульц, а, из-за дикого скандала в театре, к Семизоровой, расписавшись с ней. Он приехал в её крохотную комнатушку, не взяв ни одной памятной вещи, гол, как сокол.
К слову, квартиру в Брюсовом переулке он получил стараниями Галины Брежневой. Теперь дверь в этот дом была закрыта для него навсегда.
В 1983 году Марис принял предложение возглавить балетную труппу в Софийской народной опере и уехал туда на два года. Но Нина с ним не поехала. Позже ей стало известно, что у супруга вспыхнул роман с молодой болгарской балериной, а, кроме того, она узнала про внебрачную дочь Лиепы.
Семизорова закатила Марису грандиозный скандал и развелась. Танцовщик еле выжил после инфаркта, полученном в результате этих жизненных перипетий, по возвращении из Болгарии мыкался у друзей, а потом приехал к Евгении.
Пил, всем это известно, но держался, строил грандиозные планы, время от времени ложился в больницу «прокапаться». Шульц была безумно счастлива, заботясь о любимом Марисе, а дочь Маша радовалась, что папа теперь живёт с ними.
Тот, получая «крохотную» пенсию в 130 рублей, часть денег давал на хозяйство, но переживал, считая, что это какие-то копейки в сравнении с прежним заработком в 2000+ рублей. Он постоянно помогал своим взрослым уже детям Илзе и Андрису, распродавая свои перстни и цепочки.
В его дневнике есть горькая запись: «Им нужен не я, а моя помощь». Шульц постоянно брала дополнительные заказы, без работы и подработок она никогда не сидела.
Илзе была на стороне матери, с отцом долго не общалась, а Андрис потихоньку бегал в гости к отцу и Шульц. Но ни Илзе, ни Андрис не пригласили отца на свои свадьбы, он тяжело переживал эти удары со стороны старших детей.
Однако, впереди замаячила великолепная перспектива! Марис планировал создать в Риге свой балетный театр, но неожиданно этому воспротивился тогдашний министр культуры Раймонд Паулс.
Зато в Москве Лиепе внезапно пошли навстречу после отказа в Латвии, и в 1989 году было принято решение о создании Театра Мариса Лиепы. К тому же, танцовщик получил отдельную квартиру.
А с Галиной Брежневой Марис общался до последних дней, поддерживал её после смерти отца и после развода с Чурбановым.
— Как-то в одну из пятниц мы с Галей сидели у меня дома, — вспоминала подруга Брежневой, артистка цирка Людмила Москалёва. — Я предложила: «Давай Марису позвоним». Набрала номер, Марис радостно согласился на встречу: «В воскресенье. Ты, Мила, пожарь утку. И купи мне водички (водичкой он называл водку)».
Я возразила: «Марис, а мы же водку не пьём». — «А вы будете пить шампанское». В воскресенье я позвала в гости ещё и Нелю Чуйкову, пожарила утку, купила «водички». И вот мы с Галей сидим, ждём гостей. Вдруг звонок.
Оказалось, это Неля Чуйкова. Она меня спрашивает: «Вы Мариса ждёте? Не ждите. Он сегодня утром умер». Так Марис и не встретился последний раз с Галиной.
— Брежнева мне позвонила, когда Марис умер и попросила отдать её подарок Лиепе — толстую золотую цепь, в которой он танцевал в «Спартаке», — рассказывала Шульц. — Я ответила: «Но этой цепочки нет». Она расстроилась: «Я думала, хоть Вы порядочная!» И повесила трубку.
Гениальный танцовщик умер в результате инфаркта 26 марта 1989 года. Дома ему стало плохо с сердцем, а в больнице не спасли. Врач сказал Евгении Шульц: «У него сердце стало как тряпочка». Марису Лиепе было всего лишь 52 года.