«Мне сказали, что у меня был муж! Муж…а потом — безумие!», — шептала несчастная императрица, стискивая беспокойными пальцами подол платья. Ее уже не пытались успокоить, знали: в гневе она страшна. Вот-вот, и будет биться посуда, полетят на пол хрустальные вазы, с резким звуком начнет вырывать она листы из книг. Печальное время наступит для горничных — тяжелая рука у госпожи.
Шарлотта появилась на свет 7 июня 1840 года в первом часу ночи. Четвертый, последний, ребенок и единственная дочь бельгийской королевской четы, она стала любимицей своего отца — короля Леопольда I.
Семейный разлад начался, когда девочке не исполнилось и 10 лет: король-отец обзавелся фавориткой, которую не скрывал ни от общества, ни от жены, обладавшей хрупким здоровьем и часто болевшей. И вот, в 1850 году, королевы не стало: она ушла в 38 лет после длительных страданий, причиняемых ей лихорадкой и тяжелым кашлем.
Королева-мать лично следила за воспитанием и обучением детей, уделяя много времени своим малышам, с которыми ее связывали тесные узы. А потому ее уход стал тяжелым ударом: ее дочь Шарлотта, активная и экспрессивная девочка, быстро превратилась в задумчивого и замкнутого подростка.
Усугубило ситуацию и поведение Леопольда I: он почти перестал общаться с детьми, отсылая им письменные рекомендации и наставления. Воспитание Шарлотты перешло в руки глубоко религиозной гувернантки.
Помимо высокого статуса, принцесса обладала редкой красотой, что делало ее крайне привлекательной партией. В 1856 году, когда она готовилась отпраздновать свое шестнадцатилетие, уже два жениха искали ее руки: принц Георг Саксонский и король Португалии Педру V. И ту, и другую кандидатуру, она, впрочем, быстро отвергла. Король и вовсе удостоился интереснейшей отповеди от столь юной девушки:
«Что касается Педру» — сказала она, — «действительно, это трон, и я была бы королевой и «Ее Величеством», но что такое эти короны в наши дни — тяжелое бремя, и как потом сожалеешь, что поддался таким безумным порывам».
В мае 1856 года Шарлотта встретилась в Брюсселе с эрцгерцогом Максимилианом Австрийским, младшим братом императора Франца Иосифа I. Принц, который был на восемь лет старше, ей понравился. И она решилась, заявив: «Я выйду замуж за него». Право на это она имела — отец предоставил карт-бланш, дав свободу в выборе будущего мужа.
Если принцесса с оптимизмом смотрела в будущее, то эрцгерцог был более сдержан в чувствах. Степень своего романтического настроя он описал сам, высказавшись о невесте:
«Она невысокая, я высокий, как и должно быть. Она брюнетка, я блондин, что тоже хорошо. Она очень умна, что немного раздражает, но я, несомненно, переживу это».
Церемония бракосочетания состоялась 27 июля 1857 года в Брюсселе. И вскоре оказалось, что семейная жизнь не так легка, как ожидалась.
При венском дворе ее встретила очень расположенная к ней свекровь, откровенно недолюбливавшая свою первую невестку — императрицу Елизавету Баварскую. А вот супруг, Максимилиан, не стеснялся открыто становиться на сторону последней — с женой брата его связывала очень близкая дружба. Напряжение в австрийском семействе росло, и уже императору Францу-Иосифу I пришлось искать выход.
В сентябре 1857 года Максимилиан был назначен вице-королем Ломбардо-Венецианского королевства, и вместе с супругой отправился в Милан. Когда новизна положения ушла — приветственные балы и приемы сменились обыденностью, Шарлотта стала жаловаться на одиночество и скуку, а также на пренебрежение со стороны мужа.
Ситуация не улучшилась и тогда, когда в 1859 году, по ряду политических причин, Максимилиан был вынужден уйти в отставку. Чета удалилась в Мирамаре, где эрцгерцог занялся строительством замка, используя для этого средства из приданого Шарлотты. Ее старший брат искренне возмущался:
«Строительство этого дворца в наши дни — безграничное безумие!».
В 1859 году к Максимилиану впервые обратились мексиканские монархисты, представители знати, с предложением стать императором Мексики.
Его кандидатура считалась достаточно удачной потому, что семья Габсбургов правила вице-королевством Новой Испании с момента его основания и до тех пор, пока испанский трон не унаследовали Бурбоны, следовательно, Максимилиан обладал большей потенциальной легитимностью, чем ряд других фигур. Сначала эрцгерцог не согласился, но спустя несколько лет изменил свое мнение.
10 апреля 1864 года в апартаментах замка Мирамаре Максимилиан и Шарлотта были неофициально провозглашены императором и императрицей Мексики. Во время долгого путешествия к новым берегам чета редко обсуждала те трудности, с которыми им предстояло столкнуться.
Зато тщательно прорабатывала этикет своего будущего двора, начав составлять 600-страничную рукопись, регламентирующую протокол в его самых мельчайших аспектах.
Вскоре после прибытия в Мексику они приступили к дорогостоящему благоустройству новых дворцов, несмотря на то, что мексиканская казна находилась в критическом состоянии. Шарлотта же отдала должное празднествам — она активно участвовала в фестивалях, военных парадах, балах и театральных представлениях, представленных в ее честь.
Между тем, в Мексике шла гражданская война, и решить эту проблему императорская пара оказалась не в силах. Уже спустя год их популярность стремительно снизилась. В попытке поддержать пошатнувшуюся легитимность, Максимилиан, так и не обзаведшийся потомством, принял решение усыновить двух внуков одного из предыдущих правителей страны — Агустина I де Итурбиде.
Старшему было всего два года, когда его насильно разлучили с матерью по приказу императора. Эта ситуация расстраивала Шарлотту, которая понимала, что муж просто забрал детей у родителей, руководствуясь личными интересами.
Увеличивающаяся нестабильность в стране, разлад с мужем, чья жестокость стала расти — он принял указ, позволяющий приговаривать пойманных повстанцев к казни без суда и следствия, пугали императрицу.
Еще хуже стало через год, в 1866, когда император Наполеон III решил начать вывод своих войск, поддерживающих имперское дело в Мексике, фактически оставляя Максимилиана на произвол судьбы. В отчаянной попытке спасти трон Шарлотта отправилась на переговоры в Европу.
Встреча Шарлотты с Наполеоном III закончилась полным провалом: император Франции был непоколебим, императрица Мексики впала в истерическое состояние. Потрясенная сложившейся ситуацией, она покинула Францию и отправилась к Папе Римскому, на которого возлагала последнюю надежду. По дороге ее психическое здоровье стало значительно ухудшаться.
Охваченная паранойей, Шарлотта настаивала, что за ней охотятся шпионы, пытающиеся ее отравить. В Риме она надела траурную одежду, отказывалась от пищи и воды. Когда жажда стала совсем нестерпимой, императрица попросила отвести ее к фонтану Треви, чтобы испить оттуда.
1 октября Шарлотта отправилась в Ватикан для встречи с Папой Римским. К концу визита, рыдая, она отказалась возвращаться в свой отель и умоляла приютить ее на ночь в папских апартаментах.
Папа позволил ей съесть часть своего ужина и, нарушив существующие правила, приказал перенести для нее кровать в папскую библиотеку, что сделало императрицу Мексики первой женщиной, которая спала в Ватикане.
До короля бельгийского Леопольда II слухи о странном поведении сестры дошли быстро. Он приказал доставить ее в замок Мирамаре и показать врачам. Диагноз был неутешителен: «безумие с навязчивыми идеями преследования».
С учетом состояния Шарлотте решили не сообщать о страшном событии — захвате императора Максимилиана мексиканскими республиканскими войсками и его казни 19 июня 1867 года. О судьбе мужа ей стало известно лишь в 1868 году.
Между тем, Шарлотту перевезли в Бельгию, где брат организовал за ней неустанное наблюдение. Она полностью исчезла с глаз общества, защищенная высокими воротами своих владений и охранявшими их стражами. Ее доводилось видеть только членам семьи, священнику и небольшому кругу прислуги.
Несмотря на опеку, состояние бывшей императрицы не улучшилось. Периоды затишья сменялись приступами гнева, когда Шарлотта не контролировала свое поведение.
Не стало бельгийской принцессы, правившей Мексикой, в 1927 году: она пережила и мужа, и брата, и своего могущественного венгерского деверя — императора Франца-Иосифа, и предавшего ее трон Наполеона III, и Папу Римского, что пустил ее переночевать, и Первую мировую…Ей было 86 лет.