Тайная мать

Девочка смущалась, а незнакомая красивая дама крепко прижимала ее к себе. «Мой милый ангел, — шептала она, — как ты выросла!»

— Это твоя крестная, — с улыбкой сообщила леди Грей, — ну же, доченька, не робей перед герцогиней!

Джорджиана закусила губу. Слово «доченька» неприятно резануло ее. Ведь леди Грей не была для Элизы матерью… Она покидала поместье в слезах. И, находясь в карете, зарыдала по-настоящему.

«Не ты первая, не ты последняя, дорогая, — спокойно говорила Сара Бессборо своей подруге, Джорджиане. – Муж не любит тебя, так это даже лучше! Ты будешь избавлена от его назойливых визитов».

Она была красавицей и в семнадцать лет вышла замуж за самого завидного холостяка Англии – Уильяма Кавендиша, 5-го герцога Девонширского. Блестящий брак раскрывал перед ней самые невероятные возможности: Джорджиана переехала в роскошный дворец, у нее был огромный штат прислуги и в ее распоряжении оказались великолепные драгоценности.

В этом браке не было только нежности. Уильям оказался человеком грубым и недалеким.

«Он не был способен на сколько-нибудь сильные эмоции и был лишен энергии и живости ума», — писала Джорджиана.

Герцог был с ней груб и суров. Он всячески подчеркивал, что ни во что не ставит красоту и таланты молодой жены. А когда на свет появилась дочь, а не мальчик, обдал Джорджиану волной презрения.

— Вы ни на что не годитесь! – фыркнул он.

Вторым ребенком тоже оказалась девочка, и герцогиня горько рыдала в своих покоях. Она должна была радоваться ребенку, но вместо этого чувствовала себя униженной и отвергнутой. Уильям сразу уехал со своими друзьями и не появлялся несколько дней. Так он выражала свое негодование «плохой женой».

Лишь третья попытка оказалась удачной. С мрачной улыбкой в комнату герцогини вошел Уильям, холодно поздравил ее с рождением наследника и положил на край стола бархатный футляр с бриллиантовым ожерельем.

— Оно успело основательно запылиться. – небрежено бросил Уильям.

Нет ничего удивительного, что Джорджиана – молодая, пользующаяся успехом в свете – стала внимательнее смотреть по сторонам. О, как она влюбилась! Того, кто заставил ее сердце биться сильнее, звали Чарльз Грей. Он был начинающим политиком и представителем очень знатного рода.

Пылкие чувства имели продолжение… Когда Джорджиана обнаружила, что ждет ребенка, она пришла в ужас. Никаким образом нельзя было выдать этого ребенка за младенца от Уильяма…

Герцог все знал и требовал одного — пусть ребенок исчезнет.

Чтобы скрыть правду от света, Джорджиана рожала во Франции. 20 февраля 1792 года на свет появилась девочка, Элиза. Ее тут же, в соответствии с пожеланиями герцога Девонширского, переправили в Нортумберленд, к бабушке и дедушке со стороны отца. Элизу удочерили и дали ей фамилию Кортни. А Джорджиана… получила право изредка видеться с ней.

Она приезжала – красивая, пахнущая духами, затянутая в роскошный шелк – и всегда привозила множество подарков. Элиза поначалу робела, но потом привыкла к ней. К тому же герцогиню Девонширскую представили ей, как крестную…

Девочка не понимала, отчего эта великолепная гостья так печальна. Но она инстинктивно тянулась к ней. Если бы она знала, что это – ее матушка! Тайная мать не раскрывала тайну, таков был уговор с семьей Грей. Но она всегда старалась приласкать Элизу, дать ей то, в чем ей отказывали в обычное время.

Джорджиана страдала в разлуке с Элизой. Настолько, что писала полные тоски стихи:

Вдали от общественного взгляда,
Цветок там робкий и нежный,
Под священной тенью растет,

От штормов безопасный, от бурь свободный,
Но ах! слишком редко я его вижу.
Ибо едва позволено созерцать
Тоскующими глазами…

В 1806 году, когда Элизе было четырнадцать лет, Джорджиана Девонширская умерла. И только тогда девочке раскрыли правду – крестная мать была, на самом деле, ее родной матерью. Это стало настоящим потрясением для Элизы. Как тщательно она восстанавливала в памяти каждый эпизод встречи с ней! Ах, если бы им было дано больше времени!

Семья Грей после смерти Джорджианы стала относиться к Элизе с куда меньшим вниманием. Графиня Бессборо с негодованием отмечала в 1808 году: девушка дурно одета, ее можно принять за прислугу! С ней обращаются плохо!

На следующий год, когда вышла замуж сестра Элизы (а на самом деле, ее тетя), девушку отвезли в Лондон. Ее давно пора было выводить в свет, искать для нее мужа. Конечно, речь не шла о блестящей партии в ее двусмысленном положении.

Но в столице Элиза познакомилась с полковником Робертом Эллисом, за которого и вышла замуж пять лет спустя. Впоследствии Эллис сделал хорошую карьеру и дослужился до генерала, а в 1851 году стал губернатором Мальты.

У Элизы и генерала было четверо детей, и старшую девочку называли Джорджианой. Вы наверняка знаете потомков этой женщины – это принцессы Беатриса и Евгения Йоркские. Они являются родственницами Элизы через свою мать, Сару Фергюссон.

А умерла Элиза в 1859 году. Она до конца своих дней оплакивала герцогиню Девонширскую, свою тайную и очень любимую мать.

Оцените статью
Тайная мать
Чёрная рабыня своего отца