Леди поневоле

— Я боюсь, — отчаянно прошептала Элиза, — я не хочу!

Но ее буквально вытолкнули вперед. Сбитая с толку, с бегающим взглядом, она предстала перед огромной толпой и робко произнесла:

— Мы бедные люди из Теннеси. Пожалуйста, не ждите от нас слишком многого!

Зал сдержанно аплодировал. Супруга президента Эндрю Джонсона была такой стеснительной, что все поняли: она – первая леди поневоле.

Элиза Маккардл была дочерью сапожника и гостиничной хозяйки. В 1810 году, когда она родилась, у семьи дела шли неплохо. Но затем отец скончался и овдовевшей миссис Маккардл пришлось не только сдавать комнаты внаем, но и заняться шитьем.

Юную Элизу учили тому же – шить, вышивать, кроить… Образование у нее было поверхностным: читала, писала, знала наизусть псалмы. А в шестнадцать лет Элиза встретила помощника портного, по имени Эндрю Джонсон. И после непродолжительного периода ухаживания, вышла за него замуж.

Злые языки говорили, что будущего президента Соединенных штатов научила читать и писать как раз его робкая, стеснительная жена. Элиза всегда оставалась в тени Эндрю, но ее роль была очень важна: она создавала крепкий тыл.

Воспитанием пятерых детей занималась тоже миссис Джонсон. А Эндрю делал карьеру. И какую! В 1865 году после того, как президент Авраам Линкольн был убит в театре Форда, Джонсон стал следующим руководителем США. Элиза – первой леди. Поневоле!

Она боялась появляться на публике. Она робела от присутствия большого числа людей. В Белом доме Элиза занималась обустройством, нянчила внуков и передала все свои обязанности старшей дочери, Марте. Надо сказать, что у Марты тоже были своеобразные представления о своей роли. Например, на лужайке Белого дома она разводила молочных коров…

Каждое утро президент Джонсон приходил в комнату своей жены и спрашивал ее совета. И тихая робкая леди высказывала свое мнение о политике и экономике.

«Она не так проста, как кажется!» — говорили вокруг.

Но Элиза упорно не желала блистать и появляться на торжественных мероприятиях. За время президенства мужа она посетила только два пышных торжества: в 1866-м, в честь королевы Эммы Гавайской и бал, в честь 60-летия ее мужа…

В США недоуменно пожимали плечами. Дело в том, что это стало почти традицией! На протяжении многих и многих десятилетий в стране не было первой леди. По крайней мере, настоящей!

Третий президент США, Томас Джефферсон, на момент своего избрания почти два десятилетия был вдовцом. Кто устраивал приемы и благотворительные вечера? Дочь президента, Марта Рэндольф. А еще роль хозяйки Белого дома выполняла супруга госсекретаря, миссис Долли Мэдисон.

Любопытно, но этой женщине выпало, впоследствии, стать и официальной Первой леди, когда ее муж избрался четвертым президентом.

Рэйчел, верная жена президента номер семь, Эндрю Джексона, умерла от сердечного приступа всего за несколько месяцев до инаугурации мужа. Так что роль Первой леди доверили племяннице, Эмили Донельсон.

Ей только исполнился двадцать один год, она была очень мила… но неопытна. Девушку втянули в разбирательство между женами министров, и это оказалось для нее губительным. Пришлось президенту срочно менять Эмили на свою невестку, Сару Джексон.

А вот Анжелика Синглтон очень долго вызывала у публики самые восторженные отзывы. Она стала самой молодой Первой леди, хотя и не была ею по статусу – президентом стал ее свекор, Мартин Ван Бюрен, а не муж. Но к моменту избрания Ван Бюрен овдовел и жениться снова не собирался. Так что задавать тон в светском обществе доверили хорошенькой Анжелике.

Однажды красавица совершила тур по Великобритании и Франции, набралась аристократических привычек, и, когда вернулась, принялась азартно «внедрять их в жизнь». А публика была явно попроще и не оценила усилий.

Особенно, что Анжелика стала принимать гостей, сидя на высоком помосте, будто королева. Да и дресс-код, введенный ею, показался многим чересчур сложным. Чай, не Букингемский дворец! В итоге стали раздаваться возмущённые голоса, и Анжелику пришлось срочно «задвигать».

Ван Бюрена сменил Тайлер (между ними был, правда, Гаррисон, но он правил всего 31 день), и история повторилась. Роль первой леди играли то невестка, то дочери президента. Но 1844 году президент закончил эту практику, женившись во второй раз.

Девушек попросили больше не беспокоиться, первая леди нашлась. И Джулия Гардинер не была леди поневоле! Она обожала блистать и нравиться, ведь ей только исполнилось двадцать три года. Впрочем, наслаждаться ролью Первой дамы ей выпало всего-то 9 месяцев. Срок Тайлера на посту закончился.

Если до этого мы говорили исключительно о президентах-вдовцах, то Джеймс Бьюкенен (президент номер 15, предшественник Линкольна) был убежденным холостяком. Существует много “рейтингов” и оценок экспертов, кто же был худшим президентом в истории США. Называют два десятка самых разных фамилий. Но Бьюкенен всегда входит в шорт-лист.

Но вот Гарриет Лейн, его племянница, произвела ошеломительное впечатление на всех. Говорят, что до Джеки Кеннеди мало кто из первых леди так поражал публику. Лейн поселилась в Белом доме в 1857 году и сразу же завоевала легионы поклонников. Женщины охотно копировали её платье для инаугурации — с необычайно глубоким вырезом.

Ее именем называли новорожденных девочек. Страна стремительно летела к гражданской войне, но в Белом доме был произведен великолепный ремонт, а таких званых обедов, как в ту пору, там и не помнили. В честь своей красавицы-племянницы, дядя даже назвал корабль… Гарриет стала леди поневоле, но была совсем не против этого!

*

Марк Твен был всегда очень критичен к власти. Редко кто удостаивался его похвалы, особенно среди президентов. И, пожалуй, единственным исключением является Честер Артур. Марк Твен удивлялся, как такой человек мог вообще оказаться в Белом доме. Отвечаем — случайно.

Он был вице-президентом у Джеймса Гарфилда и считал, что ему придется лишь перерезать пару ленточек и вручить кому-нибудь награду. Но в 1881 году Гарфилда убили, и Артур внезапно стал президентом. Он провел реформу государственной службы, развернул эффективную борьбу с коррупцией.

Да такую, что в результате ему удалось сделать одновременно три вещи — начать строительство нового военно-морского флота, снизить налоги и добиться профицита бюджета. Он наотрез отказался идти на новые выборы. А помогала ему в Белом доме родная сестра, Мэри Мак Элрой.

Хозяйкой Белого дома у холостяка Гровера Кливленда тоже была его сестра Роуз. На тот момент ей было 38 лет, и она состоялась как преподаватель, лектор, писательница и литературный критик. Когда в 1885 году её брат стал президентом, женщина ненадолго переехала в Вашингтон, чтобы исполнять обязанности первой леди. Однако это ее совершенно не привлекало.

Она даже призналась, что ей было так скучно на президентских приемах, что она боялась уснуть. И чтобы не опозориться при всех, спрягала в уме греческие глаголы…

К счастью для Роуз, Кливленд вскоре женился на 21-летней Фрэнсис Фолсом, и сестра президента с радостью окунулась в написание романов и критики, а позже в редактирование литературного журнала.

Последней первой леди, не бывшей при этом женой президента стала дочь Вудро Вильсона, Маргарет. Это произошло в 1914 году после смерти ее матери. И она крайне тяготилась своими обязанностями! Маргарет предпочла бы вместо этого учиться на оперную певицу.

Когда в 1915 году президент Вильсон обручился со своей второй женой Эдит, Маргарет с радостью отправилась в Европу, а потом даже добралась до Индии, где увлеклась восточной

философией и индуизмом. В результате, она осталась до конца своих дней в религиозной общине, и даже получила новое имя Нистха, что на санскрите означает “посвящение”.

Все последующие первые леди были исключительно женами президентов. Кто-то исполнял свои обязанности с радостью и даже с удовольствием, кто-то – нет. Кислое лицо Мелании Трамп на инаугурации Дональда Трампа невольно наталкивает на мысль, что женой миллиардера ей нравилось быть гораздо больше, чем первой леди.

Оцените статью
Леди поневоле
Мать против брака