Фальшивые роды

Двери закрыли и велели никого не пускать. Молодая королева громко кричала, а по дворцу бегала испуганная прислуга. Государь занял кресло в коридоре, напротив покоев своей жены, и заявил, что будет дожидаться исхода. Он выглядел счастливым и взволнованным, но позади него шептались недовольные. Дело в том, что в ноябре 1670 года, польская знать была убеждена: это всё – фальшивые роды!

Император Священной Римской империи, Фердинанд III, был женат три раза. Но его многочисленное потомство не задерживалось на этом свете. Причина была проста: Фердинанд брал в жены слишком близких родственниц, и такая традиция поддерживалась веками. Лишь в третий раз император повел под венец девушку, с которой его связывали родственные узы, но не настолько тесные…

Вот у этой пары 21 мая 1653 года и появилась на свет крепкая и очень хорошенькая девочка – Элеонора Мария Йозефа. В честь этого события не стали устраивать больших торжеств, но императрица получила от мужа драгоценные дары в знак благодарности. Как было принято в то время, новорожденную сразу поручили заботам гувернантки. Однако родители принимали участие в воспитании девочки.

Это мать Элеоноры постаралась, чтобы принцесса получила прекрасное образование и бегло говорила на трех европейских языках. Императрица устраивала во дворце «французский день» — когда надо было говорить только по-французски. Или «итальянский день»…

А еще девочке очень рано присмотрели жениха – наследника Лотарингского герцогства, Карла.

Этот самый Карл был старше Элеоноры на десять лет, но такую разницу считали очень даже маленькой. В семнадцатом веке никто не удивлялся, если перед венцом стоял пятидесятилетний мужчина и восемнадцатилетняя девушка.

К тому же, Карл и Элеонора были воспитаны в похожем духе, оба любили французскую литературу и чудесно смотрелись вместе. А еще Карл был реальным претендентом на польский трон, что делало его кандидатуру еще более привлекательной.

Девушке было семнадцать, когда планы резко поменялись. Польский трон освободился, но его занял… не Карл! Польская знать собралась, чтобы выбрать нового правителя и после долгих (и очень бурных!) обсуждений предложила кандидатуру Михаила Корибута Вишневецкого.

Он был наследником огромных угодий и 56 городов. Прекрасно образованный (Михаил говорил на пяти языках) и командир собственного немаленького полка.

Элеонора горько рыдала в Вене. Не потому, что ей было жаль несбывшихся мечтаний Карла. А потому, что из Польши сразу приехали гонцы с предложением: пусть принцесса едет с ними! Король Михаил страстно желает сделать дочь императора своей женой…

Принцессы не имеют права выбора. Они должны подчиняться, ведь они – пешки на политической карте. Мать Элеоноры тоже никто не спрашивал, когда ее выдавали замуж. И бабушку, и тетю… Сборы в дорогу заняли несколько недель, а потом девушку благословили и отправили в путь. Австрийская свита пыталась поддержать свою госпожу, но Элеонора выглядела очень грустной.

26 декабря 1669 года в самой торжественной обстановке принцесса Элеонора Австрийская подписала брачный договор. 27 февраля в Ясной Гуре состоялась свадьба, причем жениха и невесту венчал папский нунций Галеаццо Марескотти.

Династический брак, к удивлению Элеоноры, оказался весьма счастливым. Ей понравился король Михаил – умный, светский, разговорчивый. У них было немало тем для бесед, они грациозно танцевали на балах. Новоявленная королева заметила, что возле мужа всегда находятся несколько преданных друзей, но это не смущало ее. Почему бы у Михаила не должно было оказаться приближенных?

«Она так наивна!» — усмехались при польском Дворе.

Когда Элеонора объявила, что ждет ребенка, это вызвало всеобщее удивление. Бедная королева понятия не имела, почему все так пристально разглядывают ее фигуру, стоит ей выйти из своих покоев. Ситуацию ей прояснила фрейлина, Клара Пакова.

«Они не верят, что у короля могут быть дети, — рассказала Клара. – Не верят и все!»

Стараясь не обращать внимания не сплетни, Элеонора принялась учить польский язык. Добрая, мягкая, великодушная, она понравилась многим своим подданным. Беременность протекала легко, и королева с радостью соглашалась сопровождать мужа в его многочисленных поездках по Польше. Об этом тоже начали судачить. Дескать – а в положении ли она? Может быть, только притворяется?

29 ноября 1670 года Элеонора поняла: начинается. Она была так напугана, что приказала закрыть двери своей спальни и не впускать никого, кроме повитухи. Позже это тоже использовали против нее. Когда спустя несколько часов объявили, что дитя родилось мертвым, побежали разговоры: фальшивые роды! Ничего не было! Король водит всех за нос!

Если вы помните, не вся польская знать поддержала короля Михаила. У него было много противников, вот они и распространяли эти сплетни. Весной 1671 года Элеонора снова объявила, что она в положении, но ребенок родиться не успел…

Обстановка была нервной. Михаил слышал о том, что говорили вокруг него. А еще ему было жаль Элеонору, тяжело переживавшую смерть детей. На этой почве у короля обострились болезни, от которых он уже страдал, и в 1673 году Михаил умер. Элеонора перебралась во Львов, где прожила несколько лет, не снимая черного одеяния.

В 1677-м году она вернулась к родне в Австрию. И… к ней посватался ее бывший жених, Карл. Оказалось, что чувства между ними не остыли, поэтому 6 февраля 1678 года вдовая польская королева вышла замуж за герцога Лотарингского. Своей резиденцией они избрали Инсбрук, где у них родились шестеро детей. И уже никто и никогда не смог бы сказать, что имели место фальшивые роды.

Умерла Элеонора в 1697 году. Говорили, что перед кончиной она громко звала Михаила и своих детей.

Оцените статью