Муж как внук: ей было 67, а ему 29

Седые кудряшки выбивались из-под чепчика. Анджеле исполнилось 67, и она была новобрачной! Белое платье и белая фата смотрелись на ней странно, но мисс Бердетт-Кутс гордо заявила: «Я – чистая дева! И замуж пойду только в платье цвета ангела!». Приличное общество крутило пальцем у виска. Ведь кавалер годился Анджеле… во внуки!

Его называли счастливчиком. Ему завидовала вся Британия! Уильям Леман Эшмид Бартлетт умудрился стать мужем самой знаменитой старой девы в королевстве. А чем была знаменита новобрачная? В первую очередь, своими деньгами!

Мисс Анджела Бердетт-Кутс в 1837 году получила невероятное наследство: 1 миллион 800 тысяч фунтов стерлингов. Чтобы вы понимали, как это было много – в пересчете на нынешние деньги молодой женщине досталось больше 210 миллионов фунтов. Богатейшая английская наследница могла себе позволить абсолютно все: роскошные дома, предметы искусства, бриллиантовые тиары и самые изысканные наряды…

Впрочем, Анджелу воспитывали строго, не позволяя до поры до времени сорить деньгами. Отец ее был знаменитым политиком, выступавшим за отмену телесных наказаний в армии. И – редкий случай! – сэр Фрэнсис Бердетт боготворил свою жену.

Да так, что после ее смерти отказывался есть и пить. Не мог представить себе и часа без любимой. Можно сказать, что он добровольно заморил себя голодом и умер десять дней спустя после жены…

Поначалу она растерялась: у нее столько денег и она совсем одна! Впрочем, рядом с Анджелой была ее верная гувернантка, мисс Ханна Браун. И она очень зорко следила, чтобы рядом с воспитанницей оказались только самые достойные люди.

А кавалеры кружили. Словно коршуны! Предложения руки и сердца сыпались одно за другим. Стоило Анджеле появиться при Дворе, как обязательно «подворачивался» холостой граф или баронет. К чести девушки, она не теряла головы и очень хорошо понимала, что от нее хотят.

И не спешила замуж!

У нее в распоряжении был великолепный особняк в Холли-Лодж, где она начала принимать гостей. С подросткового возраста она увлекалась живописью и начала коллекционировать картины известных мастеров. Иными словами, ей было чем заняться. Зачем в такой ситуации муж?

Анджела много читала и знала: такой брак, как у ее родителей – редкость. Чтобы душа в душу, глаза в глаза всю жизнь… Встретит ли она свою любовь? Неизвестно. А если не встретит, то и к алтарю нечего идти.

Она ни в чем не нуждалась – ни в громком титуле, ни в деньгах. Анджела вела светский образ жизни и вместе с тем ее не в чем было упрекнуть. Безукоризненная репутация. Ни одного романа! Занятия благотворительностью, добрые дела, приятное общение… Впоследствии король Эдуард VII писал о ней: «После моей матери это самая замечательная женщина во всем королевстве!».

Потихоньку от нее отстали. Годы бежали, Анджела перешагнула рубеж 40-летия. Она все ещё считалась завидной невестой, но все понимали, что брак с ней не принесет главного – потомства.

Один раз Анджела была близка к тому, чтобы пойти под венец – она влюбилась в уже пожилого, но все еще блестящего герцога Веллингтона. Он был старше на сорок пять лет. И когда мисс миллионерша сама предложила ему руку и сердце, тактично отказался.

«Мы с вами насмешим весь свет», — холодно произнес Веллингтон. И вскоре умер.

А потом ей исполнилось шестьдесят. И верная гувернантка, которая оставалась самым близким другом Анджелы, слегла. Лучшие врачи хлопотали над мисс Ханной Браун, но они были вынуждены признать: увы! Старость! Мисс Ханна уходила в лучший мир богобоязненной восьмидесятилетней девой.

«Я потеряла мою бедную дорогую Ханну, — писала Анджела своему приятелю, Чарльзу Диккенсу, — компаньона и солнце моей жизни!»

Она была сама не своя. Ее дом напоминал сказочную драгоценную шкатулку, а ей хотелось оттуда бежать. Она задыхалась и не находила себе места. И с большой неохотой приняла на должность секретаря американца Уильяма Лемана Эшмида Бартлетта. Но делать было нечего — глаза подводили Анджелу.

Новый человек в ее окружении появился с целым ворохом рекомендаций. Это был талантливый молодой мужчина, прекрасно воспитанный и образованный. Он стремился к политической карьере и развивал идеи социальной поддержки для бедных. Анджеле всегда нравились такие начинания, и она согласилась помочь… Уильям исполнял свои обязанности безупречно.

Он был тактичен, неназойлив, порядочен и очень умен. Именно этим он и покорил Анджелу. Она обрела вторую Ханну, только в мужском обличье. Уильям еще и проявлял заботу о ней! Приносил плед, если становилось прохладнее (хотя это не входило в его обязанности), лично подавал чай свой хозяйке.

Она поняла, что с Уильямом ей спокойно и хорошо. Зачем же искать кого-то еще? Вот оно, счастье на склоне лет! И однажды, когда Уильям пришел к мисс Бердетт-Кутс с очередной папкой бумаг, она усадила его в кресло и неспешно рассказала свой план.

Им лучше пожениться. Он обретет дворянское звание, сможет продвигаться по службе. Ей же требуется поддержка и забота. Если мистер Бартлетт считает это предложение слишком смелым, они расстанутся в тот же миг. Ему заплатят жалованье за два месяца вперед.

И он вскочил с места. И упал на одно колено!

Ей исполнилось шестьдесят семь лет, а кавалеру – 29. Он годился ей во внуки! И, тем не менее, Анджела вышла за него замуж. И помогла ему стать депутатом парламента от Вестминстера, поскольку он стал называться бароном Бердетт-Кутс (об этом тоже похлопотала Анджела). Все, о чем просила Анджела, было исполнено — молодой муж трогательно заботился о ней…

Новобрачные вызвали толки. Но они не обращали ни на что внимания и поселились в новом большом доме на Пикадилли. Уильям делал карьеру, Анджела занималась благотворительностью. Она открыла заведение для помощи падшим женщинам, сиротские приюты, финансировала переводы античных авторов и установку питьевых фонтанчиков для собак в Лондоне.

А еще помогала устанавливать мемориальные доски в честь знаменитых англичан, платила пенсии нескольким вдовам и оплатила обучение в университете десяткам талантливых юношей.

По вечерам они ужинали в голубой столовой и рассказывали друг другу о произошедшем за день. Анджела гордилась мужем! Когда она умерла от острого бронхита 5 января 1907 года, ее провожали 30 тысяч человек…

Как нетрудно догадаться, потомства у Анджелы не было.

Уильям пережил жену на четырнадцать лет и больше в брак не вступал. Он был исполнителем и бенефициаром ее завещания, и продолжил большую часть ее филантропической работы после ее смерти.

…Мой Дзен — увы! — поломался.

С сентября прошлого года я существую в очень трудных для себя условиях. И не только я. Сотни авторов сталкиваются с одной и той же историей: материалы НЕ ПОПАДАЮТ в ленту. Иными словами, я пишу, и мой труд уходит «вникуда». Если вы — мой подписчик, я ПРОШУ вас регулярно заглядывать во вкладку ПОДПИСКИ. Так мой материал вы сможете увидеть, не листая ленту.

Так он получит свою дочитку, а я — деньги. Иначе я не знаю, как продолжать работу на Дзене. С падением рекомендаций (то есть, показов в ленте), падает и мой доход. Нужно ли говорить, что вокруг все только дорожает, а не дешевеет? И падение дохода заставляет думать, а стоит ли вообще продолжать такую работу?

Если вы не мой подписчик, я прошу вас подписаться. Тогда вы сможете тоже отслеживать мои материалы в ленте ПОДПИСОК.

Еще у меня есть одноименный телеграм-канал, куда я оперативно выкладываю ссылки на все выходящие статьи.

Сейчас ситуация сложная, как никогда. Я не ожидала, что мне придется писать вот это дополнение к статье, но у меня просто нет иного выхода.

Оцените статью