Царские украшения: роскошные тиары дома Романовых и их судьба

Роскошные тиары русских императриц и приближенных к императорскому двору по сей день считаются одними из самых красивых в мире! Богато украшенные тиары дома Романовых было невозможно спутать с украшениями других королевских домов: неслучайно подобные убранства получили романтичное название tiare russe или же kokoshnik.

*

Большинство известных диадем и тиар Романовых были изготовлены в XIX — начале XX века русскими придворными ювелирами для императриц или великих княжон. После Революции большинство изделий были проданы или вывезены за границу и сегодня либо считаются утраченными, либо находятся во владении европейских монархических семей, либо в частных коллекциях.

Владимирская тиара:

Великолепное украшение, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине — творение мастерской Болина. В 1874 году тиару заказал великий князь Владимир Александрович для своей невесты (Марии Павловны) в качестве свадебного подарка.

Коллекция Марии Федоровны была одной из самых роскошных в России, неудивительно, что делиться украшениями с большевиками она не желала. Близкий друг семьи, антиквар и дипломат Альберт Стопфорд, проник в покои княгини во Владимирском дворце и вывез в Лондон большую часть ее драгоценностей.

После смерти Марии Павловны украшения достались ее дочери, Елене — на тот момент супруге греческого принца Николая. Дочь Елены, принцесса Марина, станет женой герцога Кентского Георга, дав начало известной ветви Виндзорской династии.

Однако до Кентских тиара так и не дойдет — испытывая недостаток в деньгах, Елена продаст Владимирскую тиару королеве Марии Текской.

*

После смерти Марии Текской тиара перешла ее внучке — королеве Елизавете II. Украшение было передано в мастерскую Garrard & Сo, где жемчужины сделали съемными, а в качестве альтернативы подобрали каплевидные изумруды — «Кембриджские камни».

Диадема Марии Федоровны:

На западе это украшение неспроста известно как «русская подвенечная тиара». Именно в ней выходили замуж несколько поколений императорских невест. Девушки надевали треугольную диадему вместе с императорской венчальной короной и прочими украшениями, выдававшимся специально к свадьбе.

*

Изначально эта тиара изготавливалась не как подвенечное украшение. Ее годом «рождения» считают 1800 год, создателем — Якова Дюваля, а первой владелицей — Марию Федоровну, супругу Павла I.

Изначально диадема была украшена свисающими у висков нитями (на манер древнерусских рясн). Чистейшие бриллианты разного калибра и огранки были привезены из Индии и Бразилии, а их общий вес был равен 1000 карат!

Центральный ряд являет собой подвижно свисающие бриолеты, качающиеся при движении головы. Главным героем украшения является бриллиант нежно-розового цвета весом в 13.35 карат.

Изначально редкий экземпляр был вставлен в основание, на дне которого располагалась цветная фольга — излюбленный прием ювелиров тех лет, за счет которого бриллиант казался кроваво-красным. Лишь много лет спустя был обнаружен истинный цвет камня, уловить который неподготовленному глазу едва ли легко.

Тиара пережила Революцию, и на сегодняшний день является экспонатом Алмазного фонда в Кремле.

Сапфировая тиара:

Первой владелицей считается императрица Александра Федоровна. Существует две версии: либо украшение ей подарил Николай I в 1825 году, либо в эту тиару вставили сапфиры, принадлежавшие Александре. Так или иначе, спустя время украшение досталось великому князю Владимиру Александровичу. А носила тиару Мария Павловна.

Это был крупный кокошник из сапфиров и бриллиантов. В конце XIX века у Марии Павловны был целый комплект, состоящий из тиары, сережек, ожерелья и броши. Оказавшись в Европе без денег, великая княгиня попросила британского дипломата привезти ее драгоценности, спрятанные в одном из тайников дворца…

*

*

Если Владимирская тиара была оставлена в наследство дочери, то Сапфировую тиару были вынуждены продать румынской королеве Марии, однако к 1950-м годам след украшения затерялся и в настоящее время владелец неизвестен.

Колосья:

Очередной шедевр, изготовленный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны (к тому времени уже вдовствующей). Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества — что, впрочем, неудивительно: убранство отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения.

Композиция состояла из шести золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми «прорастали» витиеватые стебли льна (колосья и лен как символ богатства России). Тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре располагался огромный 37-каратный лейкосапфир, который символизировал солнце.

Копия диадемы, получившая называние «Русское поле», сейчас хранится в Алмазном фонде.

Жемчужная диадема:

Бриллиантовая тиара с подвесными жемчужинами была изготовлена по заказу императора Николая I для его супруги — Александры Федоровны. Автором роскошного украшения стал придворный ювелир Карл Болин.

Эту диадему смело можно считать символом моды того времени. По форме тиара напоминала кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных ювелиром из «ненужных» коронных драгоценностей.

Тиара была присвоена большевиками и продана на аукционе «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

В конце 1970-х украшение вновь было выставлено на торги, и на этот раз его владелицей стала Имельда Маркос — Первая леди Филиппин.Сегодня известно, что украшение находится в Центральном банке Филиппин, ожидая очередного аукциона.

Оцените статью