Он звал ее Суворочка

Последнее сражение было очень тяжелым и совершенно утомило графа Суворова. Военачальник, который провел всю и ночь и день в седле, уже было хотел отдохнуть и подсчитать потери, как вдруг его окликнул адъютант.

— Письмо от ее величества императрицы лично генералу-фельдмаршалу!

Полководец, даже после сражения остававшийся в хорошем расположении духа, открыл письмо и тут же посмурнел. Молодой адъютант поинтересовался:

— Александр Васильевич, неужели предстоят новые маневры?

— Нет. Императрица решила, за кого выйдет моя дочь…

Суворочка

Отношения Александра Васильевича со своей супругой Варварой были ужасными. Постоянные скандалы и походы налево со стороны супруги заставляли Суворова воспринимать каждый военный поход за отпуск, а возвращение домой — вынужденной пыткой.

Их дочь Наталья, росшая в самые худшие для семьи времена, была совсем неинтересна родителям. Граф, не имея ни времени, ни желания заниматься ею, отдал дочь в Смольный институт, когда той было всего четыре года.

Успехи в учебе у девушки были заурядными, но зато Наталья пользовалась расположением императрицы благодаря заслугам отца. Сам же Суворов, находясь далеко от Натальи, быстро смягчился в ее отношении и часто присылал письма, в которых ласково называл ее «Суворочка». Это ласковое прозвище так закрепилось, что по-другому Суворов ее никогда не называл.

Несмотря на отсутствие значимых успехов в обучении, Екатерина II взяла девушку себе в фрейлины и хотела сделать своему военачальнику подарок, возвысив ее. Однако Суворов не желал, чтобы его дочь делала карьеру при дворце. Он считал тамошние нравы слишком распущенными, а потому попросил государыню отправить Наталью жить в одно из своих имений на попечение родственников супруга его племянницы.

Очередь женихов

Какой-либо значимой карьеры Наталье не светило, да и красоту ее никто из поэтов не восхвалял. Но очередь из женихов была больше, чем у любой из императорских фрейлин.

Все знали, что жениться на дочери Суворова, самого перспективного военачальника того времени, было сродни выигрышу в лотерею. Мало того, что сам полководец был весьма богатым, так еще и милость императрицы жениху причиталась.

Несмотря на то, что Суворочка высказывала свое мнение и сама принимала решение, Александр Васильевич активно влиял на выбор дочери.

Он отказал в сватовстве сыну Николая Ивановича Салтыкова — воспитателя великих князей Александра и Константина, — так как не хотел иметь ничего общего с его придворными интригами, а также продвигал в мужья собственного фаворита — сына генерала Ивана фон Эльмпта. Дочке, правда, это совсем не нравилось.

— Папа, не нужен мне этот лютеранин, да еще и военный! Вы с ним в поход пойдете, а я с детьми одна сидеть буду. Такой ты участи своей дочке желаешь?

Александр Васильевич, ненадолго заехавший в поместье к дочке, стоял с портретом кавалера в руках. Филипп Эльмпт, сын сослуживца Суворова, совсем не производил на девушку впечатления. Ни внешне, ни боевыми заслугами, которые так описывал ей отец.

— Ты, Суворочка, отца послушай, я своих людей знаю! Лучше этого молодца выбери, чем придворного юнца какого, который имение по миру пустит или в карты проиграет.

Точку в вопросе брака поставила сама императрица Екатерина, которая решила использовать свободную особу в политических целях. Она «намекнула» своему фельдмаршалу, что наиболее удачно у Натальи брак сложился бы с графом Николаем Зубовым, братом ее фаворита Платона Зубова, позиции которого императрица хотела укрепить.

Суворову и его дочке совершенно не нравилась эта кандидатура, но против мнения государыни они пойти не могли. Венчание было назначено через год.

Несчастный политический брак

Свадьба Натальи Суворовой с Николаем Зубовым прошла без присутствия на ней полководца, который в тот момент был в Польше. Да и желания присутствовать на церемонии он не чувствовал.

Еще до свадьбы новоявленный зять, зная отношение Екатерины к Суворову, намекал ему, что неплохо было бы попросить у императрицы немного денег для увеличения преданного. После такого пожилой полководец порвал всякие отношения с Зубовым, общаясь только с дочкой.

Сама Наталья счастья в браке не чувствовала. Супруг балагурил, кутил и предавался радостям жизни, редко заботясь о семейных делах, даже когда в паре родились дети.

Кончина Александра Васильевича в 1800-м году стала для женщины сильным ударом, она чувствовала себя очень одинокой. В своем завещании Александр Васильевич передал ей свои обширные имения с десятками тысяч крепостных, так что Наталья, чтобы занять себя, полностью посвящала время управлению землями.

Благородная вдова

Спустя шесть лет после отца ушел в вечность и Николай Зубов, а Наталья осталась одна с шестью детьми. Без отца и мужа женщина посвятила себя самому благородному из доступных женщине занятий — воспитанию детей.

Она жила скромно и не выпячивала своих богатств. Жители Москвы дивились, когда видели дочку самого Суворова вместе с детьми, самостоятельно разгребающих снег у ворот их дома. Скромность, видимо, досталась ей от отца, который сам был не прочь поспать на голой земле.

Даже французы во время Отечественной войны в 1812 году проявили уважение к знаменитой Суворочке.

Когда кортеж Натальи Суворовой выезжал из захваченной Москвы, его остановил французский патруль, который попросил представиться пассажиров. “Графиня Суворова…” — спокойно произнесла женщина.

Французский офицер обомлел. Он тут же приказал всем солдатам встать по стойке смирно и отдать честь.

— Солдаты, перед вами сама графиня Суворова. Ее отец был образцом благородства и мужества, пожалуй единственным человеком, который был равен нашему императору!

После чего сам взял руку дамы и легко поцеловал.

— Проезжайте дальше. Да хранит Бог вас и всю вашу семью.

После победы России над Францией Наталья уже не возвращалась в Москву, а поселилась в селе Хорошево. Управление усадьбами она отдала своему сыну Платону, полностью сосредоточившись на собственном здоровье.

В 1844 году, в возрасте 69 лет, Наталья покинула этот мир.

Вот такая судьба была у дочери у русского полководцы Александра Суворова.

Оцените статью