Крепкие руки схватили ее, и Эльжбета не успела издать ни единого звука. Она не поняла, что это ловушка! Переданная от брата записка гласила, что он хочет поговорить с ней в саду монастыря, с глазу на глаз. Четверти часа не прошло, как ее уже везли в неизвестном направлении. В 1244 году дочь герцога Краковского стала похищенной монахиней.
Отца она почти не помнила – Эльжбету еще маленькой девочкой определили в цистерцианский монастырь в Тшебнице. В знатных семьях всегда было много детей, и у герцога только законных было десять, а еще имелись бастарды! Для старшей девочки правитель Кракова нашел жениха, а для трех младших – Эльжбеты, Агнешки и Ядвиги – избрал путь благочестия.
Осенью 1241 года юных монахинь навестила плачущая мать. Она рассказала, что их отец погиб в битве при Легнице. На поле битвы найти герцога удалось, только благодаря его редкой особенности – шестому пальцу на руке.
— Молитесь о вашем отце! – Торжественно завещала вдовствующая герцогиня. – Я же собираюсь основать новый монастырь…
Судьба девочек не очень интересовала их мать. Она была поглощена своим горем. Герцогиня равнодушно узнала, что ее сын и наследник вступил в борьбу с великопольским князем, что он потерял изрядную часть своих земель… В конце концов, двое молодых мужчин решили заключить мир. Вот тогда-то и вспомнили о монахинях из Тшебницы…
— Я отдам вам руку своей сестры, Эльжбеты. – Невозмутимо произнёс Болеслав Краковский.
— Разве она не приняла постриг? – Удивился Пшемысл Великопольский.
— Она живет в монастыре, но только из соображений безопасности. – Солгал Болеслав.
В том самом 1244 году Эльжбета была еще совсем юной девушкой. Поскольку дата ее рождения записана по-разному, ей исполнилось, самое большее, восемнадцать лет. Так или иначе, она получила записку от старшего брата, который умолял ее о тайной встрече в монастырском саду. Ничего не подозревая, Эльжбета выскользнула из обители под покровом ночи и… была тут же схвачена.
Похищение монахини церковь обычно осуждала очень строго. Во Франции был случай, когда молодую графиню, принявшую постриг, выкрали из обители. После этого родня девушки настояла на разбирательстве, добилась осуждения и похитителя заставили вернуть графиню обратно в монастырь. А ведь она уже к тому времени успела выйти замуж и стать матерью!..
Но Эльжбета быстро поняла – как раз её никто не стремится возвращать. В замке, куда ее привезли, девушку встретил брат. Он и рассказал о своих планах:
— Ты выйдешь замуж за князя Пшемысла. Так мы обретем мир на нашей земле.
С женихом Эльжбета впервые увиделась уже на свадьбе. Князь Пшемысл не стал устраивать больших торжеств, но уведомил новобрачную, что сделает богатые подношения монастырю, из которого ее украли… Жить они переехали в Познань, которая была главным городом княжества.
Эльжбета очень печалилась о своих сестрах, с которыми была разлучена. Она упросила мужа пожертвовать средства на строительство обители возле Познани, а когда все было готово, перевезла туда Агнешку и Ядвигу. Теперь они все снова могли видеться!
У княгини и Пшемысла родились трое детей. Известно, что в народе очень любили Эльжбету, а по словам польского историка Яна Длугоша, она была:
«Женщиной редкого благочестия и святости, великодушной и доброй, щедрой по отношению к церкви и к духовенству».
В ожидании четвертого ребенка Эльжбета предприняла паломничество. А когда она вернулась в Познань, князь был уже мертв. Его не стало 4 июня 1257 года, и до сих пор до конца неясно, отчего молодой и еще сильный правитель внезапно покинул этот мир. Когда в октябре Эльжбета родила сына, то она дала ему имя в честь отца. Однако в народе маленького князя еще долго называли Пшемыслав-Гробовщик.
Этот самый мальчик стал, со временем, королем Польши. А Эльжбета, получив «вдовью долю» — часть имущества, которая полагалась женам после смерти мужей – перебралась в маленький Модж, где и скончалась в 1265 году. Не будучи монахиней, она вела уединенный и очень набожный образ жизни, словно никогда и не покидала свою обитель в Тшебнице. Всё вернулось к тому, с чего начиналось…