«Она усатая, — хмурился король, — как на такой жениться?»

Девушка вошла, и он расплылся в довольной улыбке. Высокая, статная! А какая коса, будто корона, обвивала ее чело… С руку толщиной! Но когда Василиса поравнялась с пожилым подслеповатым королем Польши, тот внезапно скривился. «Она усатая, — позже говорил Ягайло своим советникам, — как на такой жениться?»

*

Старый Ягайло пережил уже трех жен: Ядвигу, которая принесла ему польский трон, Анну из рода Цельских и красавицу Эльжбету, которую втихаря называли колдуньей. Но желанного наследника, продолжателя династии, Ягайло так и не заимел. Вот поэтому, в возрасте под семьдесят, он снова собрался под венец. Начался поиск подходящей невесты.

«У князей Гольшанских подрастают три дочери, — шепнули Ягайло, — одна другой краше!»

И в самом деле, в 1420 году у князя Андрея Гольшанского имелись дочери на выданье: Василиса, София и Мария. Считалось, что меньшая не может выходить раньше старшей. Поэтому женихов подбирали только для Василисы. И когда семье сообщили, что их собирается навестить король Польши со своей свитой, особенно наряжали именно первую дочь.

Говорили, что она была рослой, на голову выше двух других сестер. Василиса уродилась крепкой, статной, сильной. Для пожилого короля – самый лучший вариант! Не было никаких сомнений, что Василиса сможет стать матерью… Она исповедовала православие, как вся ее родня, и чтобы стать польской королевой, требовалось сменить веру. Но и тут Гольшанские не возражали. Главное было – породниться с государем…

Князь Андрей до знакомства с королем не дожил. Вот поэтому в главной зале дворца Гольшанских на месте хозяина сидел дядя Василисы. Он прекрасно понимал, зачем приехал Ягайло. И собирался встретить его с распростертыми объятыми.

Первым делом королю – большому любителю охоты – показали местные угодья и конюшню с прекрасными лошадьми. А затем привели его в пиршественную залу, где уже ломились столы. Нанятые музыканты наигрывали веселую мелодию, Ягайло удобно расположился между вдовой княгиней и ее братом…

И в нужный момент был подан знак. Чуть захмелевший король ахнул от восторга, когда вошла… нет, вплыла! – молодая красавица.

Она чуть потупила взор, чтобы не казаться нескромной. Она была такой яркой и заметной в своем расшитом золотыми нитями платье! Темная коса со вплетенными жемчужными нитями украшала голову Василисы не хуже, чем иная корона. Ягайло потерял дар речи. Гольшанские довольно переглядывались, радуясь произведённому эффекту. Но когда Василиса склонилась перед королем, тот внезапно промолвил:

— Усы…

Девушка вздрогнула.

Над ее верхней губой, действительно, пробивались темные волоски. Этот легкий пушок никого прежде не смущал, все привыкли к нему. Но Ягайло мотал головой:

— Она усатая! Как на такой жениться?

Василисе велели срочно уйти. Дрожащая от гнева и унижения, она выбежала стремглав и бросилась в свои покои. Там она не рыдала, нет! Она рвала на лоскутки платок, брошенный с утра…

Хмельной Ягайло упрямился. Воспользовавшись суматохой, княгиня Гольшанская тихонько позвала слугу и потребовала, чтобы явилась вторая дочь. Софию не готовили ко встрече с королем, выглядела она намного скромнее. Но это и спасло ситуацию. Король довольно заулыбался и к концу вечера сделал девушке предложение.

Но позорный отказ мог серьезно повредить Василисе! Вот поэтому, едва Ягайло объявил о своем решении жениться, последовало второе сообщение. Князь Иван Владимирович Бельский берет в жены старшую из девиц Гольшанских. Договаривались об этом второпях.

В феврале 1422 года София Гольшанская стала женой семидесятилетнего Ягайло и королевой Польши. Три сына было у этой пары, и двое из них примерили корону.

А Василиса вышла замуж за князя Бельского. У них было восемь детей и весьма бурная жизнь – десять лет спустя Василису со всем потомством взял в плен Литовский князь Свидригайло. Затем в плен – только к князю Сигизмунду – попал и Иван Владимирович Бельский. Только в 1440 году, после смерти Сигизмунда, князь обрел свободу и вместе с семьей вернулся в родные края.

О Василисе с той поры известно мало. Считается, что из-за фамилии мужа к ней прикрепилось прозвище Белуха. Оно кажется немножко ироничным, поскольку сама Василиса была женщиной с темными волосами.

Позже, описывая встречу Ягайло с нею, вопрос отказа тактично обошли. Дескать, видно было, что Василиса очень крепкого здоровья, и немолодой государь «не смел на нее покуситься». С реальностью это стыкуется плохо, ведь королю Польши и нужна была здоровая жена для продолжения рода!

К слову, те самые усы Василисы, из-за которых ее забраковали, «перешли по наследству» к ее дочери Анне. И это не помешало ей выйти замуж за князя Тешинского.

Василиса Гольшанская прожила долгую жизнь – умерла в 1484 году. А за два года до этого ее сын Федор перешел на службу к Московскому князю Ивану III.

Оцените статью