«Украдите меня, граф»

В своем решении Ольга не сомневалась. Написав на клочке бумаги «Я готова» и спрятав это послание в рукав, она вышла на прогулку с сестрами.

Пока они отвлеклись на пару минут, Ольга быстро положила свою записку под большой камень у старого дуба.

Осталось только дождаться дня Х…

Богатая красавица

Ольга была младшей дочерью графа Павла Александровича Строганова. У нее было три сестры и брат, и все, конечно, были разные по характеру. Но вот именно младшенькая Ольга не вызывала у родителей никаких опасений: умница, красавица, учится старательно, отцу и матери не перечит.

Павел Александрович и его супруга Софья Владимировна были уверены, что уж кто-кто, а Ольга точно не доставит им никаких хлопот в будущем. Но они ошибались.

Годы шли, и Ольга стала еще краше. По ее сохранившимся портретам мы видим, что она действительно была очень красива, хотя современники не находили ее таковой: идеалы красоты в то время были другими. Вот, например, один из ее акварельных портретов:

В 18 лет Ольга уже выезжала в свет, где сразу привлекла к себе внимание нескольких ухажеров. Впрочем, ей были интересны ухаживания только одного человека. Это был 26-летний граф Павел Карлович Ферзен — адъютант генерала Витгенштейна.

Между Ольгой и Павлом сразу возникли сильные взаимные чувства, и оба были уверены, что нет никаких преград для их брака.

Записки на прогулке

Мать Ольги — Софья Владимировна — выбор дочери не одобрила. И хотя Павел Ферзен был далеко не беден, благороден, имел графский титул и очень любил Ольгу — этого было недостаточно для Софьи Владимировны.

Потенциальный жених казался ей слишком «простоват и беден» для богатейшей Ольги, ведь она принадлежала роду Строгановых. А Павел «всего лишь» имел остзейские и шведские корни.

— То ли дело князь Андрей Николаевич Вяземский. Хорош собой, богат, ему обеспечена блестящая карьера. Лучше бы к нему присмотрелась, — советовала Ольге мать.

Когда Ольга попыталась защитить своего возлюбленного и намекнула, что он хочет просить ее руки, Софья Владимировна запретила ей даже говорить об этом.

Павел Ферзен заверил Ольгу, что все же попросит ее руки и попытается уговорить родителей дать согласие на их брак. Но жениху все равно отказали, а Ольге приказали прекратить с ним общаться.

Влюбленные были сильно расстроены. Им ничего не оставалось, как тайно переписываться и изредка встречаться. Во время прогулок со старшими сестрами Ольга потихоньку оставляла в условленном месте записки для Павла, и забирала его послания.

Чувства и желание быть вместе были так сильны, что Ольга решилась на крайний шаг. Она написала всего три слова своему возлюбленному: «Украдите меня, граф!».

Украл любимую

Софья Владимировна давала указания на кухне, когда к ней подошла Ольга и сообщила, что к ужину сегодня не выйдет: мол, занемогла. Мать, ничего не подозревая, посоветовала Ольге и вовсе лечь спать пораньше.

— Маменька, скажите горничной, пусть не заходит ко мне вечером. Я сама все приготовлю ко сну, — попросила Ольга.

Горничная пришла к Ольге лишь утром, и обнаружила, что в комнате ее нет. Не было ее и в гостиной, и в саду — она просто исчезла! Конечно, сразу же сообщили обо всем Софье Владимировне.

— Украли! Это точно адъютант этот! — догадалась мать. — Мне дурно, несите скорее воды и капли!

Предположения Софьи Владимировны были верны. Ольга действительно сбежала с Павлом, а точнее сама была инициатором этой затеи.

План был такой: в оговоренный день и час (ночью) Ольга должна была потихоньку покинуть родительский дом через сад, около которого ее встретил друг Павла — Александр Бреверн. Он проводил Ольгу до экипажа, в котором ее ждал Ферзен, и все трое помчались в церковь, где их ожидали еще два приятеля Павла.

Священника пришлось подкупить, и под утро он обвенчал Ольгу и Павла. Молодожены весь день провели вместе и только вечером приехали к родителям Ольги и во всем им сознались.

И хотя Софья Владимировна была категорически против этого брака, со слезами на глазах она простила дочь и приняла зятя.

«…Роман Феpзена идет большими шагами к похищению и кончится пpощением pодственников, а потом, как пpежде, «чистым листом» для виновницы… Девица сама этого пожелала. Она хочет быть похищенной; он не возpажает…», — писала графиня Софьи Александровна Бобринская супругу подробности этой истории.

Наказание от императора

Несмотря на то, что тайные венчания влюбленных без согласия родителей не были редкостью в то время, эта история была бурно обсуждаемой в Петербурге.

К тому же, в дело вмешался сам император Николай I — он повелел друзей Павла Ферзена, которые участвовали в «похищении» Ольги и были свидетелями на свадьбе, предать военному суду за подписи подложных документов на венчании.

Сам Павел Ферзен тоже получил наказание в виде перевода на службу в Свеаборгский батальон.

Семейная жизнь супругов была счастливой, в браке у них родились трое детей. Ольга посвятила себя их воспитанию, но из-за болезни прожила недолгую жизнь. В 29 лет ее не стало. В браке Ольга и Павел были 8 лет.

Овдовевший Ферзен передал детей на воспитание сестре Ольги — графине Наталье Павловне Строгановой. Сам он заниматься их воспитанием не мог из-за службы — его как раз назначили чиновником по особым поручениям при Министерстве Императорского двора.

Через 18 лет Павел Ферзен женился во второй раз на фрейлине Елизавете фон Раух, с которой провел всю оставшуюся жизнь (дожил он до 84 лет). В этом браке было двое детей.

Оцените статью